Марина Бурчак: «Хочется делать что-то безумное, сложное, непонятное»

Приключенческие гонки как вид спорта

Есть виды спорта с неимоверно сложными требованиями к участникам – длинный маршрут, масса препятствий, постоянно изменяющиеся условия, отсутствие пищи и сна. Кажется, что никому не придет в голову идти на такие мучения – но нет, эти герои есть, и они побеждают. Одной из таких отважных спортсменок является жительница Днепра Марина Бурчак, которая занимается приключенческими мультигонками. 13 августа Марина стала единственной женщиной, которая преодолела 80 км горного забега на Bukovel Sport Weekends 2017, а WoMo она рассказала и о своем виде спорта, и о гонке, и о том, как готовиться и мечтать, если приключения – это твой наркотик.

Что такое приключенческая мультигонка

Приключенческие мультигонки, или adventure races – это соревнования продолжительностью от 12 часов до четырех суток. Местность для них может быть самой разнообразной – горы, степь, плавни. Гонка должна включать больше трех этапов, например, бег, спортивное ориентирование, велосипед, каяк либо плавание, веревочные этапы. В зимнее время могут быть лыжи, коньки, сани с собачьими упряжками. И все это основывается на спортивном ориентировании – вам выдается карта с нанесенными пунктами маршрута и, в соответствии с регламентом, их нужно взять либо за кратчайшее время, либо найти на местности наибольшее их количество. Постоянно идет смена этапов, они могут чередоваться по нескольку раз в течение суток. Все зависит от динамичности гонки, постановки дистанции и насколько сильно организаторы хотят утомить участников. Чемпионат мира по приключенческим мультигонкам длится семь суток, но это высший пилотаж, а у нас в Украине проходят такие соревнования продолжительностью 12, 24, 30, редко 48/60 часов.

Когда начинать

По меркам спортивных соревнований я занимаюсь приключенческими мультигонками недолго. Впервые я села на велосипед в 2010 году, на тот момент мне был 21 год. Обычно профессиональные спортсмены в таком возрасте заканчивают карьеру. Активно мультигонками я занимаюсь пять лет, сначала был велосипед, от покатушек до велогонок. После я пыталась бегать, было сложно, тяжело, организм сопротивлялся нагрузкам. А потом я участвовала в своей первой мультигонке в Днепре, и мы с напарником сошли с дистанции, потому что он сильно растер себе ноги буквально через восемь часов после старта.

Пока самой сложной для меня была гонка европейской серии, которая проходила в Польше в 2014 году. Это была 3,5-суточная гонка, по стандарту которой команда должна была быть 3+1 – три парня и одна девушка, а у нас было 50/50. Было очень тяжело выдержать две ночи без сна, и на третью ночь мы не выдержали и поспали. Это был, наверное, самый сложный момент – полтора часа сна на третьи сутки, ты как будто проваливаешься в какую-то бездонную нору, не осознавая, кто ты, где ты, жив ты или нет. И через полтора часа ты пытаешься прийти в сознание и оказываешься в абсолютной прострации. И все это было зимой: мы начали гонку в двадцатиградусный мороз, а окончили в +5°С и с дождем.

Почему я это делаю

Мультигонки — это вид зависимости. Кто-то зависит от работы, кто-то – от наркотиков, кто-то от еды или компьютерных игр. А кто-то зависит от приключений. Мультигонки – это не столько спорт, сколько приключения, потому что ты никогда не знаешь, что тебя ждет на дистанции. Она длинная и сложная, потому что факторов, которые влияют на исход, очень много.

— Читайте также: Ирина Галай: «Денали на Аляске — самая честная гора из всех, там любое твое движение может стать последним»

Как это было в Буковеле

Обычно на стандартных мультигонках таких сложных этапов нет – у меня была достаточно длинная дистанция в 80 км с набором высоты 4000 м, со штурмом Петроса и горы Блызныци. На таком маршруте сложно бежать, и единственный вариант – быстро идти, вверх, вниз, бежать на ровных участках, а их там нет. Сложно было двигаться в равномерном темпе и подбадривать себя. Для меня самым сложным в этой гонке было то, что ты одна, особенно когда ты боишься темноты, фантазия работает и все время что-то мерещится и шуршит.

Я всегда старалась в себе воспитывать командный дух, это сложно, ведь результат команды – это результат самого слабого участника (то есть меня). Когда команда слаженно работает, то другие ее участники поддерживают тебя, подкармливают, помогают. Здесь ты один, на дистанции было достаточно мало участников, порядка 65 человек. А в моем классе было до 25 человек, и шанс встретить кого-то из них был очень маленьким, потому что все рассредоточились на дистанции и встречались только с судьями на контрольных пунктах. Но мне повезло, я половину гонки провела вместе с двумя ребятами из Молдовы, которые были не совсем подготовлены и не смогли сориентироваться. У них не было GPS, только часы с треком, которые неточно показывали направление.

Я считаю, что свои 85 км (именно столько показал навигатор) преодолела за не очень привлекательное время – 23 часа. Но нужно учитывать, что я бежала только первые 10 км и на финише пару километров, а остальное расстояние преодолела быстрой ходьбой. Все мои соперницы сошли с дистанции, я могла бы финишировать раньше, но не могла бросить свою «новую мини-команду». Это было бы не спортивно с моей стороны – они были впервые в горах ночью, и лучше помочь ребятам, чем финишировать на два часа быстрее.

Как готовиться

Главное — у человека должно быть желание. Ради красивых фото в соцсетях лучше не пробовать, ничего не получится. Вы должны хотеть делать что-то непонятное, безумное, сложное, проявлять выносливость.

Самое первое в мультигонке – это команда, люди, которым ты доверяешь свою жизнь, на которых можешь полностью положиться. Сольные забеги зависят только от тебя, в команде такого быть не может, она должна быть единым организмом. Если у человека есть такие надежные друзья, то у него получится участвовать в мультигонке, если же нет, то будет сложно. Команда – превыше всего.

Второе – нужно много времени уделять различным соревнованиям. Конечно, идеального мультигонщика не существует – никто не может одинаково хорошо и бегать, и плавать, и грести, и крутить педали. Так не бывает. Поэтому нужно быть хорошим понемногу в разных дисциплинах.

Нужно много времени уделять спортивному ориентированию, чтобы быть равноправным участником команды, а не просто ее «наполнением», всегда осознавать, где находишься.

Тренироваться регулярно тяжело, я организовываю байдарочные сплавы и у меня много работы в теплое время года. Поэтому получается тренироваться зимой, когда больше свободного времени. Идеально тренировать и бег, и велосипед, и ходить в тренажерный зал, и плавать на байдарках, и заниматься спортивным ориентированием. Но у меня, к сожалению, уделить всему время не получается. Здесь нужно учитывать характер ближайших соревнований, и тренировать те навыки, которые пригодятся там. При этом любое длительное соревнование – трейл, бег – это тоже подготовка к мультигонке. Но для кого-то это большое соревнование, а для мультигонщика – лишь «кусочек» его дисциплины, и в этом и сложность, и интерес.

Как экипироваться

Не могу сказать, что нужны какие-то вовсе специальные вещи, но мультигонщики стараются пользоваться самыми легкими и прочными вещами, и это касается абсолютно всего – от одежды, обуви и до байдарки, велосипеда, так как тебе нужно длительное время все на себе тащить, волочь, пихать.

Треккинговая обувь не совсем подходит для мультигонок, она прочная, но тяжелая, и в ней сложно бежать. Ведь хотя бы часть гонки ты бежишь. Поэтому выбираются трейловые беговые кроссовки со специальным протектором, который предназначен для грязи, камней или грунтовки, ровно так же, как и выбирают покрышки для велосипеда.

Чем питаться

Еда зависит от времени года, продолжительности гонки, состояния участников. Обычно это батончики, энергетические гели, изотоники, бутерброды. Но если жарко, бутерброд не хочется, в холод – наоборот, хочется чего-то нажористого, колбасы, сыра, орехов или сухофруктов. Скоропортящиеся продукты не подходят – нужно, чтобы все было максимально легкое и калорийное. Были времена, когда мы кушали даже бутерброды с салом, они очень хороши зимой. Есть и такие продукты, на которые я уже не могу смотреть, после постоянного употребления на нескольких мультигонках.

Как взбодриться

Со сном мультигонщик борется наряду с голодом и усталостью. На дистанции спать нельзя, ни летом, ни зимой – ты замерзнешь и потеряешь время, а пока ты спишь, кто-то бежит или едет. Поэтому приходится прибегать к различным методам борьбы. Люди, у которых есть четкие биоритмы и они «выключаются» в определенное время, на мультигонке не смогут себе этого позволить. Биоритмы должны быть сбиты максимально, чтобы и днем, и ночью чувствовать себя по возможности бодро. Для этого можно пить энергетики, достаточно эффективен кофеин, особенно для тех, кто не пьет кофе и чай. Кофеманам и чаеманам нужно садиться на диету перед гонками, и тогда энергетики помогают.

О чем мечтать

Конечно, хотелось бы поучаствовать в самой крутой, сложной и душераздирающей гонке. Это семисуточная гонка в Патагонии, в диких, жестоких условиях. Но пока для меня это только мечта – моральных сил и подготовки для нее пока у меня нет. До этого нужно дорасти, дойти, дожить.

Беседовала Галина Ковальчук. Фото: из личного архива Марины Бурчак

— Читайте также: На краю земли: Безумно ветреная, безумно красивая Патагония

Мы в Facebook