Ментальный фитнесс: 5+5 лайфхаков креативного мышления в бизнесе

Советы, как избавиться от вредных привычек и стать эффективнее, от Нормана Кертиса

Мы таскаем штанги в спортзалах, бегаем или занимаемся теннисом, чтобы держать свое тело в форме. А что насчет нашего сознания, эмоций и чувств? Возможно ли их тренировать так, чтобы быть в ментальной форме даже в самых сложных ситуациях? Оказывается, возможно, — считает замдекана IE Business School, профессор Норман Кертис. На WoMo-встрече он рассказал о том, что такое поведенческий фитнес и как «тренировать» свои привычки и поведение, чтобы стать более успешными.  

Согласно исследованиям, работники корпоративной сферы нуждаются в том, чтобы лучше прислушиваться друг к другу, эффективном контроле эмоций и доверии коллегам по команде. Когда речь заходит о принятии решений, психология тесно переплетается с экономикой и в практическом применении превосходит теории. К примеру, в отличие от теории, трудно доверять команде и учить коллег на ошибках, когда дело касается продаж и уровня прибылей. Поэтому очень важно знать и применять такие поведенческие техники в бизнесе, которые приведут вас к новым творческим идеям и правильным решениям.

Психология + экономика

В идеале экономика, как и принятие решений должны быть рациональными, однако в реальности в 90% случаев это не так – присутствует эмоциональный, иррациональный компонент. На наши решения влияет целый ряд факторов: это и заполнение оперативной памяти человека, и привычки, и те эмоции, которые мы испытывали перед принятием решения, и рефлекторные реакции, заложенные в нас генетической памятью. К примеру, человеческая эволюция сделала нас крайне восприимчивыми к оценке опасности окружающей среды. Это привело к тому, что мы оцениваем человека в первые 20-30 секунд знакомства и в дальнейшем не меняем точку зрения о том, опасен ли он для нас, или нет, и можем ли мы ему доверять. В работе человеческого мозга множество ограничений, которые делают нас негибкими.

Главные факторы, приводящие к ошибкам в принятии решений

Проблема одобрения

Если у вас есть теория о чем-либо, то в анализе данных вы отдаете предпочтение тем идеям, которые поддерживают вашу теорию и ожидания.

Эффект «нимба»

Если крайне уважаемый вами человек выражает свое мнение о чем-то, то скорее всего вы с ним согласитесь просто потому, что его авторитет непререкаем.

Ошибка игрока

Игроки в рулетку думают, что если в игре десять раз подряд выпадает красный, то в следующий раз непременной выпадет черный сектор. Хотя по статистике вероятность выпадения обоих цветов одинакова —  50 на 50.

Работа над ошибками

Есть ряд приемов и техник, направленных на то, чтобы разбивать устоявшиеся способы мышления, заставлять анализировать информацию с разных сторон и бороться с вредными привычками нашего мозга, который в 90% случаев работает по накатанной схеме, выработанной годами.

1. Метод шести шляп – техника мышления, разработанная ученым Эдвардом де Боно, которая предполагает визуально структурировать информацию, помещая ее в одну из шести шляп разного цвета. Критерии отбора информации крайне непривычны. К примеру, в синюю шляпу кладут все соображения насчет самого мыслительного процесса – но такой метод помогает «подняться» над фактами, рассмотреть их по-другому.

2. Панель предсказаний – перед тем, как принять важное решение, советы директоров обращаются к группам экспертов за помощью. Их приглашают на совещание, чтобы они атаковали идею и доказали ее ошибочность.

3. Post-Mortem – техника, адаптированная из финансового анализа. Она подразумевает анализ информации постфактум, после того, как событие произошло.

4. Фокус на сильных сторонах – мозг человека устроен так, что он четко фиксирует негатив и фокусируется на нем, в то время как позитивные моменты не приносят такого удовлетворения, каким бывает уровень раздражения. Многие менеджеры думают, что их задание – решать проблемы, и не уделяют внимания достижениям своей команды. В то время как ученый Том Рат доказал, что существует набор из 32 универсальных «сил», которыми может обладать каждый человек. Конечно не всеми, однако ему вполне по силам 7-8 сильных сторон, на которых он может фокусироваться.

5. Mindfulness – это не духовная или религиозная техника, применительно к бизнесу это техника тренировка внимания. Она помогает лучше сфокусироваться, сконцентрироваться, поэтому такие компании, как Google или Военно-морские силы США, отправляют своих работников и офицеров на двухнедельные курсы тренировки внимания. Резон для этого простой: после этих курсов команда работает эффективнее, лучше, работники меньше болеют, чувствуют себя здоровыми и сбалансированными. Тем же целям служат медитация и йога.

Как избавиться от вредных мыслительных привычек

Привычка формируется в мозгу тогда, когда центр удовольствия выделяет допамин, гормон удовольствия от определенного действия. На начальных этапах формирования привычки допамин вырабатывается, когда человек получает награду за свои действия – к примеру, когда он выигрывает джек-пот на «одноруком бандите». Однако с течением времени чувство удовлетворения смещается с конца в начало цепочки – и вы получаете удовольствие не от награды, а от самого факта посещения игровых автоматов. Так мозг предает нас и играет против человека, формируя вредную привычку.

Если мы проанализируем привычки в бизнесе, окажется, что наше поведение диктуют те же правила, что и во вредных привычках. К примеру, один из работников берет на себя слишком много контроля на совещаниях и своей наградой считает оптимизацию рабочего времени, несмотря на то, что совещания не дают результатов, новых идей и проводятся по сути впустую. Чтобы избавиться от привычки слишком контролировать коллег, необходимо переосмыслить то, что этот работник считает наградой, и в этом ему помогут сами коллеги, задавая правильные вопросы.

Как изменить профессиональные привычки:

1. Практика – нужно визуализировать в вашем воображении, как будет выглядеть изменение поведения.

2. Fake it to make it – нужно притвориться, что вам нравится новый способ вести себя, и когда вы повторите это на протяжении двух-трех недель, вам действительно это понравится, выработается новая привычка.

3. Придумай новую награду – если вам трудно менять привычку, то вы должны сформировать определенную награду за успехи в изменении. К примеру, если вы хотите избавиться от вредной еды, поощряйте себя чем-то полезным и вкусным.

4. Играйте – в игровой форме менять поведение и привычки гораздо легче.

5. Социализируйте – исследования говорят, что если вы говорите кому-то о своем намерении изменить ту или иную привычку, то вероятность успеха повышается в три раза. Об изменении профессиональной привычки говорите команде, она поможет и поддержит, а совета и оценки вашему поведению следует спрашивать у коллег одного с вами уровня, а не подчиненных.

За приятные подарки благодарим сеть салонов красоты VT Style топ-стилиста Владимира Тарасюка.

— Читайте также: Фактор эффективности: Конфликт мнений в коллективе повышает шансы на успех