Моне или Мане: Как научить ребенка разбираться в искусстве

Советы родителям от художницы Оксаны Садовенко

19.11.2015

Все дети таланливы, просто каждый по-своему. Конечно, не обязательно ребенку становиться выдающимся художником своего поколения, но для общего развития знания об искусстве еще никому не навредили. Ведь знания и понимания художественных процессов помогают развивать воображение, творческое мышление и логику. Но стоит ли заставлять малышей рисовать, если им это не по душе? Или же забросить эти занятия совсем и заняться чем-то другим? Ответы на эти вопросы дает Оксана Садовенко, художник, преподаватель в Культурном Проекте.

В каком возрасте нужно начинать говорить с ребенком об искусстве

Показывать малышу репродукции, играть в разнообразные игрушки, сделанные из известных картин, можно с самого раннего возраста. Наша фотограф Дарина Данейко-Казмирук пошила мягкую книжечку с репродукциями из ткани. То есть ребенок сможет ощутить картины на ощупь, например, работы Пита Мондриана, Василия Кандинского в виде тканевой аппликации. Каждому цвету соответствует ткань определенной фактуры: бархатный синий, атласный черный и прочие. Конечно, еще слишком рано для понимания смысла изображения или запоминания имени автора, но таким способом уже будет формироваться ассоциативное мышление.

10914932_443964632425676_500322131891546115_o

Более серьезно говорить об искусстве начинают с 3 — 4-х лет. И для каждого возраста есть своя специфика, разные уровни открытия картин. Например, малыши – прирожденные абстракционисты. Старшим детям интересна история. Они угадывают предметы, сравнивая их с реальными вещами в обиходе, а так же сосредотачивают внимание на действие, изображенное на полотнах. Возможно, они не понимают сюжета в том контексте, в котором он заложен автором, будь-то античный миф или исторические события, но могут прочувствовать происходящее. Также старшим детям интересно кто, как и зачем создал ту или иную работу, личность художника. И эта  информация помогает лучше понять объект искусства. Почти все дети любят рисовать и художественная практика — это прекрасный способ глубже понять того или иного художника, попробовать на себе его манеру. Например, для того чтобы разобраться с серией картин Клода Моне с изображением вокзала Сен Лазар, дети сами изображают несколько разных вокзалов с цветным дымом от паровоза и соглашаются: да, оказывается, вокзал и дым могут быть для художника не менее интересными ,чем утренний туман.

Каждое наше занятие построено на практическом исследовании творчества каждого художника. Изучать историю искусств, примеряя на себя опыт мастера. И иногда формы изучения становятся настоящим приключением. Например, с творчеством Анри Руссо, который оставил удивительные изображения джунглей, ни разу там не побывав, а рисуя в Парижской оранжереи, дети познакомятся в оранжерее Ботанического сада академика Фомина, получив задание зарисовывать с натуры экзотические растения.

Подходы к объяснению

В работе с детьми главное – привлечь их к исследованиям. То есть ситуации, когда родители, преподаватели выступают в роли менторов, которые вещают, а ученики их слушают – это не совсем та практика. Не в данной ситуации. Дети должны быть участниками процесса, первооткрывателями. Важен и тактильный контакт. Например, Джотто работал темперными красками, значит дети, изучая его картины, тоже будут работать темперой. Они смогут ощутить. какая она бархатистая на ощупь, как мягко ложится.

11038571_443965969092209_543382167448221798_o

Во время знакомства с искусством можно задействовать собственное тело, отражая постановку сюжета картины. Это очень удачное упражнение для детей 5-6 лет. Они, например, любят изображать «танец Поллока». Как и художник, они разбрызгивают краски на полотна. Не только результат, но и сам процесс очень нравится детям. Ребенок сам расскажет о своих впечатлениях от знакомства с искусством, а значит, его нужно просто послушать и, возможно, лишь слегка скоординировать полет мысли.

Главное – не заставлять

Бывает, что у детей не лежит душа к изучению предметов и объектов искусства. Но не стоит заставлять и тем самым еще сильнее отбивать всякое желание погружаться в этот мир. Необходимо заинтересовать. Каждый раз, предлагая что-то новое и неожиданное, это должен быть не урок, а приключение. Не нужно говорить о том, что мы начнем изучать историю искусств, скажите, что вы будете исследовать цвета, узнаете что-то интересное.

6 советов для родителей:

Исследуйте вместе. Можно пойти в музей или  рассматривать книги и репродукции дома

Найдите те работы и истории, которые заинтересуют вас лично. Не стоит брать классические произведения, которые вам не нравятся, но все должны их знать.

Не бойтесь чего-то не знать. Можно изучать новых для вас художников одновременно с ребенком. Ему будет приятно и интересно, если он обнаружит какую-то информацию и поделится ею с вами.

Рисуйте вместе с ребенком Не нужно быть профессионалом в этом деле,  что бы получить удовольствие от процесса. Не стоит критиковать работы детей. Даже если  вам кажется, что у них выходит не аккуратно.

Следуйте за ребенком. Дети могут предложить совершенно неожиданный ход развития событий. Но дайте ему возможность выбирать бумагу, краски, рисунок – гораздо интереснее, когда дети знают, что они могут что-то изменить. Им также нравится скульптура и неожиданные формы.

Давайте ребенку возможность высказывать свое мнение. Был случай, когда мы изучали с ребятами Мане. Мы начинали с импрессионизма как мостика от классического искусства к современности. Я предложила детям на рассмотрение картину «Олимпия». В свое время она вызвала шквал негодования у публики. И противопоставила ей «Венеру» Канабеля, считавшуюся в ХIХ веке вершиной художественного вкуса. Заранее я разъяснила ученикам, что Мане был первым в изображении реалий жизни, его работы стали новаторскими и внесли неоценимый вклад в развитие мирового искусства. И вот маленькая публика вынесла свой вердикт: большинству не понравилась «Олимпия». Дети стали рассуждать, что она хуже прорисована, что нет рядом с ней таких ангелов, как на полотне Канабеля. Затем дети, оценившие «Олимпию», вступили в дискуссию с остальными. И, в конце концов, все согласились, что «Олимпия» достойна внимания.

Чем могут помочь курсы по искусству для детей

Курс  Культурного Проекта «На «ты» с Матиссом», рассчитан на детей 11-12 лет и состоит из 30 занятий – то есть полное погружение в мир истории искусств от Клода Моне до Энди Уорхла. Каждое занятие  — это изучение творчества одного мастера и  детям очень интересны истории о художниках. Важная часть – практическая.  Мы изучали манеру Клода Моне — дорисовывали кусочки его картин, копировали прекрасные натюрморты Эдуарда Мане, лепили и рисовали пастелью балерин и лошадей Эдгара Дега и писали масляными красками, изучая мазок Ван Гога. Впереди нас ждет изучение многих великих мастеров конца 19 начала 20 вв. В нашем курсе также есть 8 особенных  занятий – общих для детей и родителей, на которых мы вместе исследуем каждый стиль от импрессионизма до поп-арта.

11043428_443964689092337_2480705933535879289_o

Самое интересное началось вместе с практикой, ведь дети и взрослые работали вместе. Каждый семейный подряд получил свое индивидуальное задание. Дети и родители выбрали картину, с которой будут работать. Например, кому-то досталось полотно, разделенное на две части: центральная часть – родителю, внешняя – ребенку. Работая в паре, они должны были завершить картину. Таким образом, если совместить кусочки родителей и детей, можно было бы получить целую творческую копию. Примечательно, что многие взрослые, по их мнению,  «не умели рисовать», но не отказались от работы, а с интересом включились в дело.

Так же готовится к запуску курс для малышей – 4-6 лет – «История искусства через известные обьекты и образы». Можно будет, к примеру, рассматривать, историю искусств через то, что близко и интересно детям: животные, растения, мебель, одежду. Например, одно занятие целиком посвящено тому, как изображали лошадей разные художники.

В мире курсы для детей при музеях – частая практика, не отстает и Украина. Во многих музеях проводятся театрализованные экскурсии, специализированные выставки и мероприятия. Интересно приобщаться к искусству в музее, потому что к картинам добавляется еще и сама локация: можно путешествовать по зданию, разыскивая интересные сюжеты. Важно обращать внимание не только на даты, имена и периоды, всю эту информацию сейчас можно быстро отыскать в интернете, а вникать в суть понятий. Дети должны делать самостоятельные выводы, развивать критическое мышление. Это важно не только в искусстве, но и в жизни. Все художники очень разные, каждый видит мир по-своему. Потому не страшно отличаться, а даже, наоборот, – важно быть особенным.

Беседовала Дарья Сухоставец. Фото:  Дарина Данейко-Казмирук

- Читайте также: Как разглядеть в ребенке музыкальный талант