На старте будущего: Как не выбрать профессию за своего ребенка

Принципы профориентации для родителей

Психолог Вера Факадей в рамках DEC Family Festival рассказала о том, как могут родители помочь своему ребенку, который ступает на порог своего взрослого и самостоятельного будущего.

Мы не можем предположить, предугадать, какие профессии будут абсолютно точно востребованы через пять или десять лет. Но мы наверняка понимаем, какие компетенции необходимы нашим детям, чтобы преуспеть в будущем. Это, конечно же, навыки критического и креативного мышления, что дает возможность анализировать потоки информации, не увязать в них, а пропускать через себя. И второе — это эмоциональный интеллект — то, что дает возможность познавать себя, саморефлексировать, эмпатировать и создавать атмосферные коммуникации.

В этой триаде, когда мы говорим о родителях, о ребенке и будущей профессии, мне важно донести вам, мамы и папы, что в этом треугольнике вы — не основополагающее, но очень-очень важное звено.

Признавайтесь в своих потребностях

От того, в каком состоянии вы находитесь, по факту зависит то, как ваш ребенок справится с выбором и войдет в будущее. Когда я сопровождаю детей в зарубежных стажировках, я все время задаю себе вопрос: для кого я сейчас больше — для детей или для родителей, которые остались дома, переживают, волнуются и даже порой звонят мне с просьбой напомнить ребенку, чтобы он позвонил? Я всегда очень прошу родителей постараться выдержать этот этап, который переживает ребенок, чтобы именно последнему было комфортно. Поверьте, когда дети вступают в этот переломный период, связанный с их дальнейшим будущим, они переживают все в десять раз сильнее, чем вы. И справляться со своими переживаниями, да плюс еще и с вашими, — это непосильная ноша для них. Здесь очень важен такое качество, как эмпатия. Говорите ребенку о своих потребностях. Ведь все, что происходит с нашими детьми, влияет на нас: мы очень боимся, пугаемся, переживаем, и порой ребенку очень важно донести то, что родитель желает, чтобы все у него сложилось. Говорите ему не то, что нужно сделать, а то, что происходит с вами. Даже если ребенок вам не ответит сразу, поверьте, в его сердце это отзовется. И я вам желаю силы переживать свои чувства, которые у вас возникают в отношении ваших детей.

Сузьте выбор

Детям обязательно нужно давать возможность выбора — это одна из самых важных потребностей, которые становятся актуальными для них в подростковом возрасте. Если вы очень жестко контролируете ребенка и не даете ему принимать решения, у него есть только два пути, — он либо подчинится, либо будет сопротивляться. А если он и подчинится сразу, то через год-два начнет-таки сопротивляться или спустя много лет все вам припомнит и скажет «Вы мне всю жизнь запороли». В этой войне с ребенком вы всегда будете в выигрыше, но и он никогда не успокоится и взорвется, если не сегодня, так завтра.

С другой стороны, выбор из необъятного множества также не приводит к хорошим результатам. Если подвести ребенка к карте и сказать, что он может выбрать любую страну, он впадет в ступор от такого количества выбора и вообще никуда не поедет. А вот если сказать ему, например, что у него есть выбор поехать во Францию, Штаты или Новую Зеландию, тогда он задумается, куда он действительно хочет. Поэтому, предоставляя детям выбор, в том числе и касательно профессий, сужайте его минимум до трех. Если же мы даем ребенку множество вариантов, он будет чувствовать себя незащищенным и брошенным, как будто никому нет до него дела в тот момент, когда решается его судьба.

Инициируйте самосознание ребенка

Наши дети  прекрасно знают, какие они оболтусы, когда они нарушают дисциплину, что они сделали не так.  Но они совсем не знают о себе то хорошее, что в них есть. Прошлым летом, работая в лагере, я давала детям задание написать, в чем они хороши. И у многих был такой ступор! Они не знали, в чем их сильные стороны и достоинства. Мы должны замечать то хорошее, что есть в ребенке, и говорить ему об этом. Потому что самооценка у ребенка в подростковом возрасте формируется под действием информации, полученной извне. И если вы думаете, что ребенок делает что-то очень хорошо, это еще не значит, что он об этом знает. Но так же если он не отвечает вам сразу, это не означает, что для него ваши слова не важны, — ему просто нужно переварить услышанную информацию.

Самопознание ребенка часто происходит в поездках, лагерях, вне семьи, когда ему приходится выйти из зоны привычного комфорта и он может создать свой имидж с чистого листа, попробовать себя в разных проявлениях, осознать — интроверт он или экстраверт. И обсуждая с ребенком выбор профессии, обязательно учитывайте его желания, способности и перспективы. Но даже если ваш ребенок выбрал, как вам кажется, не очень перспективную профессию, поддержите его решение, которое он инициирует. Не факт, что он решит впоследствии строить карьеру по этому направлению, но хотеть и мечтать ребенок должен. И ваша задача не отговаривать его, а сказать: «Хочешь? Давай придумаем, как это сделать».

Фото из сериала «Девочки Гилмор»

— Читайте также: Єлизавета Подкопаєва: «Не обмежуйте своїх дітей, розвивайте всебічно та давайте їм волю»

Мы в Facebook