Начать с нуля: Как избежать ошибок при создании стартапа

На что обратить внимание, перед тем как сделать первые шаги в бизнесе

Стартапы часто сталкиваются с тем, что вера в идею, команду и энтузиазм ставится выше планирования. На начальном этапе такой подход часто работает, но не всегда приносит положительный результат в среднесрочном и долгосрочном периодах. Создавая бизнес-модель, вы закладываете ее основу и дальше будет развитие именно ее. Поэтому, с самого начала важно закладывать правильные основы бизнеса. Менять механизм в процессе роста достаточно сложно. А создавая гибкую бизнес-модель, вы изначально страхуете себя от рисков в будущем.

Вторым аспектом является расстановка приоритетов на стратегическом и тактическом уровнях. Решения, принятые сегодня, имеют влияние на будущие направления бизнеса. Не менее важным является контроль, мониторинг и оценка бизнеса — то? насколько точны и понятны суть и результаты бизнеса для всех членов команды. Кто и какую несет ответственность: фиксация, сбор и аналитика эффективности бизнеса. В зависимости от форм коммуникаций, система мониторинга, контроля и оценки должна работать на постоянной основе каждого этапа бизнеса. Основной фокус это — бюджет, клиенты, поставщики, партнеры, команда, ресурсы. [contextly_sidebar id=»a3mjocFya5Hf4A82JN9teiqRUvEP5FTW»]

Клиенты

Важно предложить то, что нужно рынку и будет востребовано покупателями. Основательно изучите направления и рынки, в которых планируете работать, и ваших конкурентов, определите конкурентные преимущества вашего товара или услуги, опишите портрет вашего потенциального клиента. Если у вас в команде нет людей, которые могут выполнять данную работу на постоянной основе, привлекайте консультантов. Вы должны точно знать, кто ваш клиент, почему он выбирает именно вашу компанию, какие каналы продаж вы используете, как выстраиваете коммуникации с ваши потенциальными, существующими и клиентами, которые раньше покупали ваш товар или услугу.

На этом этапе важно разработать и внедрить систему обратной связи с клиентами — отзывы, пожелания, рекомендации — это один из мощных инструментов улучшения качества вашего продукта или услуги, а также повышения сервиса обслуживания. Работать нужно как с позитивными, так и негативными отзывами — тем самым выстраивая открытую, понятную, прозрачную политику коммуникации компании.

Команда

Команда — это ваша опора и залог успеха. При формировании команды стартапа потенциальные кандидаты и соискатели еще не знают компанию, ее бренд, товары или услуги, не знают компанию как работодателя. В этом случае основной интерес со стороны кандидатов к идее нового бизнеса или к личности руководителя. Стартапы редко располагают ресурсами для конкурентного уровня заработной платы и компенсаций. Зачастую, стартап как работодатель, может предложить: интересную идею, молодую дружную команду, много (иногда даже очень много) работы, возможность стремительного профессионального и карьерного роста, ненормированный рабочий график (нормированый график в стартапе почти не возможен!), и достаточно скромный уровень оплаты.

Для того чтобы кандидат, который пришел в вашу команду, стал действительно эффективным сотрудником, команда должна строиться на основе любви каждого сотрудника к идее бизнеса, его сопричастности к созданию чего-то классного и важного, ценного для каждого сотрудника. Тогда работа в компании — это единый положительный и стремительный поток удовольствия взаимодействия и эффективной работы. [contextly_sidebar id=»FyXd9f08Trz04kPc5LaWxAy6pWvDktgq»]

Большинство стартапов сталкивается с тем, что команды формируется стихийно, каждый делает то, что у него лучше всего получается. Оцените важность каждой из ролей, насколько сотрудники могут решать данные задачи, возможно, кто-то из команды для выполнения этих задач нуждается в обучении. Если внутри компании нет возможности решить профессионально ряд задач, вы можете привлечь внешные компетенции, рынок аутсорсинга активно развивается, и некоторые задачи намного проще и дешевле сделать вне компании. Умейте признавать свои ошибки и превосходство других, отмечайте каждую победу, даже самую незначительную, каждого вашего сотрудника и вашей команды, обсуждайте и разбирайте провалы и неудачи, находя причины и пути их устранения. Выстраивайте правильные отношения внутри команды. Вклад и эффективность работы каждого сотрудника и всей команды должны измеряться, обсуждаться на постоянной основе.

Финансы

Финансы в большинстве случаев — слабое место каждого стартапа. По причине их отсутствия в полном объеме или отсутствия опыта и компетенций управления ими. Как первое, так и второе приводит к ряду потерь и рисков управляемости бизнеса. Вмести с тем, даже если у вас неограниченный бюджет, все равно часть денег в самом начале будет потрачена неправильно. В основном это связано с отсутствием опыта управления ресурсами и бюджетом проекта, недооцениванием или переоцениванием своих сил, частоты и объема поступлений денег от будущих продаж, ненужными затратами (например, на офис, без которого можно обойтись на начальном этапе), а также наличием непредвиденных издержек.

Лучше всего не одалживать деньги на стартап. Вот уже когда ваша идея себя оправдает, окупит и докажет эффективность, тогда можете масштабировать бизнес. Если вы как руководитель бизнеса не обладаете знаниями и навыками управления бюджетом и финансами, лучшее доверить эти задачи профессионалам. Насколько бы ваша идея ни была бы перспективной, а вы уверены в успехе и в будущих финансовых поступлений от продаж, нужно очень хорошо понимать, что 2-3 года — это период запуска бизнеса, и в лучшем случае за это время вы сможете покрыть свои затраты и выйти в ноль. При этом, как показывает практика, ваши издержки будут на 15-40% больше, чем вы изначально рассчитывали. В идеале планировать бюджет нужно так, чтобы 20-40% составлял резервный фонд на непредвиденные расходы.

Рост бизнеса

Еще одним вызовом, с которым сталкивается стартап, это кризис роста компании. Управление бизнесом в 5-10 сотрудников и управление командой от 50 или 100 сотрудников и более разнится. Основные проблемы роста возникают при стремительном (в несколько раз) увеличении бизнеса. Старайтесь планировать планомерное развитие и рост бизнеса, рассчитывая на собственные силы и внутренние ресурсы бизнеса.

Распределение энергии и собственных ресурсов

Это ваш бизнес, и вы несете ответственность за себя, компанию и всех ваших сотрудников. Чем больше бизнес, тем больше он занимает времени. На начальном этапе, когда идей много, вдохновение и энтузиазм бьет через край, важно правильно распределить ресурсы и ваши собственные силы. Для того чтобы не выдохнуться через первых полгода или год, планируйте свое рабоче время и время отдыха. Да, отдых вам нужен обязательно! Находите свой личный баланс работа-жизнь и бизнес-жизнь. Маленькие перерывы, запланированные выходные или небольшой отдых — это то время, когда вы сможете переосмыслить уже сделанное, запланировать что-то новое, генерировать новые идеи, восстановить свои силы и набраться вдохновения для новых высот! Бизнес — это забег на длинную дистанцию.