Наталья Береза о профессии HR-директора

Об искусстве коммуникации, идеальном собеседовании, человеческих ресурсах и Джордже Клуни

Кто такой «эйч ар» и какова его роль в компании? Где получить профильное и дополнительное образование? Какие книги читать и какие фильмы смотреть для вдохновения, и как удачно сочетать материнство и карьеру? Рассказывает HR-директор Retail Group Наталья Береза.

Какова роль HR-директора и чем он отличается от обычного начальника отдела кадров?

HR-директор от начальника отдела кадров отличается тем же, чем отличается финансовый директор от главного бухгалтера. Фокусом работы директора является управление ресурсами или, иначе говоря, капиталом. В то время как фокусом работы главного бухгалтера и начальника отдела кадров является корректное документарное отображение операций проводимых с участием капитала. Только в одном случае капитал человеческий, а в другом – денежный.

Где можно получить профильное образование?

Для позиций начального уровня, как и во многих других профессиональных сферах, профильное образование не обязательно, хотя и желательно. В среднесрочной и долгосрочной перспективе наличие профильного образования является одним из существенных факторов, влияющих на развитие карьеры. Успешно решить вопрос профильного образования уже работающему профессионалу без вынужденных пауз в карьере помогает профессиональная сертификация по стандартам ведущих мировых профессиональных сообществ. В области управления персоналом это международные сертификаты CIPD, SHRM.

А дополнительное?

На начальном этапе карьеры любое дополнительное образование помогает вчерашнему выпускнику вуза или молодому специалисту как-то выделить себя среди людей, находящихся на том же этапе развития карьеры. Особую ценность при этом имеют стажировки в компаниях, в которых процессы отточены до высшей степени автоматизма и эффективности либо воспринимаются рынком как таковые. Человек, прошедший через стажировку в подобных компаниях и получивший опыт практического применения своих навыков, имеет существенно более высокие шансы найти достойное место работы.

natalya-bereza-2

Для профессионалов на более поздних этапах развития карьеры стоит обратить внимание на сертификацию отдельных навыков таких, как управление временем, либо проектами. Часто наличие подобной сертификации является дополнительным аргументом для продвижения сотрудника по карьерной лестнице или участия в новых проектах в рамках компании либо за ее пределами.

Кто для вас является «гуру HR», если такой профи существует?

Для меня гуру – это те люди, которые являются авторами наиболее значимых и широко применяемых  практик и концепций. В HR это авторы таких книг, как «Семь навыков высокоэффективных людей» (Стивен Кови) и «Плати людям правильно» (Патриция Зингхейм и Джей Шустер) . Их имена достаточно широко известны как в HR-среде, так и за ее пределами.

Какой вектор развития персонала вы задаете?

Наиболее востребованным HR-инструментом, с внедрением которого мне часто приходится иметь дело, является система оценки эффективности персонала. Наличие такой системы позволяет компании выстроить долгосрочные доверительные отношения с сотрудниками, а сотрудникам — лучше понимать цели компании и свою роль в их достижении. В долгосрочной перспективе от наличия подобной системы выигрывают и компания, и сотрудники.

Как выглядит ваш типичный рабочий день?

Я отношусь к категории людей, которые значительное внимание уделяют планированию своего времени в целом, и рабочего дня в частности. Для этого я использую все имеющиеся средства, включая ежедневник, календарь, список задач и напоминаний, как в электронном, так и в бумажном виде. Мой рабочий день может строиться по-разному, но львиную долю времени в нем занимают мероприятия, спланированные заранее.

Какие навыки необходимы для того, чтобы стать успешным в профессии?

Думаю, гибкость, мобильность, желание совершенствоваться, становиться лучшей версией себя – очень востребовано в нынешнем мире, где царят скорость и технологии.

Как развивалась ваша карьера, и как на нее повлияло появление ребенка?

Ребенок – это огромное счастье! Однако с появлением крохи появляется и дополнительная ответственность, и много новых забот. Как результат — мы более зрело и взвешенно относимся к развитию карьеры. Каждый делает свой выбор. В моем случае правильно организованные процессы не только на работе, но и дома, поддержка и помощь близких позволили мне максимально быстро «вернуться в строй».

Можете дать рекомендацию для женщин, которые хотят вернуться после декрета на работу?

Моя рекомендация – делайте так, как считаете правильным, исходите из собственных желаний и возможностей. Все мы понимаем, что, с точки зрения работодателя и карьеры, лучший декретный отпуск – это короткий отпуск. Но это ваши дети, поэтому выбор за вами.

Каковы плюсы и минусы работы в HR?

Самое ценное для меня — это быть проводником изменений, быть причасным к движению людей в организации, видеть, как они растут, меняются. А также иметь возможность влиять на корпоративную культуру и вовлеченность, но при этом приходится соблюдать правила и придерживаться ограниченных бюджетов.

Что вас вдохновляет?

Меня вдохновляют, как небанально, люди! Всем рекомендую фильм с Джорджем Клуни и Анной Кендрик в главных ролях «Up in the air». Эффект от просмотра этого фильма можно сравнить с эффектом от просмотра знаменитого сериала «Mad men» о маркетологах середины прошлого столетия.

natalya-bereza-1

Тем, кто уже в кругу HR-ассоциации, рекомендую максимально много общаться с сотрудниками смежных подразделений, слышать голос организации, понимать, чем живет бизнес для того, чтобы понять, чем мы можем быть максимально полезны здесь и сейчас.

Дайте пять советов человеку, который ищет работу и хочет хорошо зарекомендовать себя на собеседовании.

1. Приходите готовыми к собеседованию. Процесс собеседования ограничен во времени, целях и методах проведения. Большую часть вопросов, которые вам будут задавать на собеседовании, легко предвидеть, а значит, и подготовиться к ним. Используйте эту возможность.

2. Сфокусируйтесь на тех своих навыках, которые необходимы для успешной работы именно на той позиции, на которую вы претендуете. Помните о том, что ваша задача продемонстрировать интервьюеру, что вы обладаете всеми необходимыми навыками, но не более того.

3. Помните, что «встречают по одежке», и от того, как вы одеты, зависит, будет ли у вас возможность продемонстрировать свой ум и профессиональные навыки. Такие вещи, как уровень мотивации, дисциплинированность, внимание к деталям и другие личностные характеристики оцениваются и по внешнему виду кандидата.

4. Умение слушать на собеседовании так же важно, как и умение выражать свои мысли. Среди полезной информации, которую соискатель может почерпнуть на собеседовании, можно обнаружить запросы от работодателя на владение навыками, не указанными в вашем резюме, причины возникновения вакансии, перспективы развития карьеры соискателя внутри компании, описание культуры и ценностей компании и т.д. Например, продемонстрировав свою приверженность к ценностям компании, вы можете существенно увеличить свои шансы на трудоустройство.

5. Старайтесь выражать свои мысли в позитивном ключе и избегайте категоричных высказываний. Тогда вы будете восприниматься как позитивный и гибкий в общении человек, которому легко находить общий язык с коллегами, влиться в команду и эффективно выполнять свои обязанности.

— Читайте также: Александра Иванова о профессии астронома

Комментарии

Мы в Facebook