Наталья Лимонова: «Будущее — за смешанным и онлайн-образованием»

Эксперт в сфере образования о новом подходе к образованию детей и проекте Global Innovative Online School

17.01.2018

Сегодня взрослые все чаще задумываются над тем, какие знания понадобятся их детям в будущем, когда многие профессии прекратят существовать? Какие им нужны будут навыки, чтобы конкурировать с искусственным интеллектом? Ответы на данные вопросы есть у главы комитета по образованию СУП Натальи Лимоновой, которая недавно запустила новый образовательный проект Global Innovative Online School. В интервью WoMo Наталья рассказала в чем его инновационность и о том, как сделать образование максимально доступным, а процесс обучения — интересным.

Что вдохновило на  создание проекта?

Изначально к теме образования меня подтолкнули мои дети, которым было не интересно учиться в школе. Как же так? Я сама всю жизнь учусь и считаю процесс познания и развития одним из самых увлекательных занятий в жизни. А детям уже в 4-м классе стало скучно, нужно было срочно что-то менять в этой системе! Тогда и появилась КМДШ – Креативная Международная Детская Школа. Однако то, что мы делали в КМДШ, было ограничено стенами. Ну хорошо, 500-800 детей (в том числе, и мой сын) станут более реализованными и счастливыми личностями, это замечательно, но как же остальные 3,8 млн школьников Украины, которые не имеют такой возможности? А другие дети в мире, как с ними? Ведь проблема отсутствия мотивации к учебе существует в большинстве стран мира… А давайте подумаем, каким будет образование через 5, 10, 50 лет? С какими вызовами столкнется человек середины XXI века? Чему и как мы должны учить детей сейчас?

Геймификация, командная и проектная работа, развитие критического мышления, современные технологии VR и AR, удобная форма, удобное место, индивидуальный темп – это то, что нужно детям уже сейчас.

Именно поэтому я стала изучать мировые практики смешанного и онлайн-образования и думать о масштабируемом проекте, который донесет лучшие практики и современные знания в самые отдаленные уголки мира. Так родилась идея проекта GIOS – Global Innovative Online School.

В чем инновационность школы?

GIOS – первая украинская комплексная онлайн-платформа, дающая доступ к качественному контенту по школьной программе в интерактивном формате, в любой точке мира (сейчас пока запущен курс по математике и критическому мышлению). «Фишками» проекта стали:

  • анимационные короткие лекции с теорией,
  • интерактивные задания разного уровня сложности,
  • игровая форма подачи информации, мотивирующая детей к обучению,
  • концентрация знаний – ничего лишнего,
  • развитие критического и абстрактного мышления,
  • алгоритм подстройки под способности ребенка,
  • прикладные задачи – понимание, как знания математики можно использовать в жизни,
  • маркетплейс для репетиторов.

Является ли GIOS альтернативной школой или только дополнительным источником образования?

GIOS может использоваться как элемент смешанного образования, когда ребенок закрепляет или подтягивает свой уровень знаний и понимания (самостоятельно, с родителем, с учителем), а также как альтернатива школе при домашнем обучении, при длительном отсутствии в школе по разным причинам (болезнь, спорт, путешествия).

Мы также подготовили пакеты для сельских и региональных школ, в которых не хватает учителей достаточного уровня для хорошей подготовки детей по математике. Это позволит быстро поднять уровень регионов и донести современный контент всем детям в стране, это намного экономнее смены учебников, переобучения армии учителей и закупки школьных автобусов. Это я и называю цифровой трансформацией образования.

Как происходит процесс обучения?

Мы предлагаем всестороннее изучение предмета в соответствии с учебной программой для 5-9 классов, на трех языках (охвачена каждая тема, также дополняем ее темами вплоть до 11 класса). Кроме того, особое внимание уделяется прикладным направлениям математики и межпредметным связям, что актуально в контексте внедрения STEM-образования. Предлагаемые задачи дают возможность для развития критического мышления учащихся.

В то же время, платформа не предлагает разрозненных задач, а дает полностью укомплектованный урок (теория + практика), состоящий из:

  1. Видео, которое прерывается вопросами к ученику, что способствует сознательному восприятию материала.
  2. Вспомогательных схем, показывающих связи между понятиями субъекта и позволяют быстро воспроизвести все знания, которые обсуждаются в видео.
  3. Тестовые задачи разных уровней сложности, позволяющие учащимся проверять понимание тем, контролировать себя, научиться решать простейшие задачи.
  4. Задачи по соответствию, сортировке, поиску учеником ошибки, введению ответов.

Эти задания дают возможность опробовать все виды обучения в школе и тестирования. При этом ученик не обязательно должен проходить весь урок за один раз. Он может многократно возвращаться к уроку. Все, что уже выполнено учеником, фиксируется. Таким образом, каждый ребенок работает в удобном для себя темпе, удобном режиме, в удобном месте и в удобное время. А еще мы планируем запустить внутреннюю соцсеть, баттлы и проекты, чтобы дети больше общались между собой внутри системы и собирались в команды для решения сложных задач.

Кто занимается разработкой программы?

Программы создают профессионалы Института педагогики НАПН Украины и креативные учителя-методисты, практики, которые являются специалистами в таком виде работ и уже участвовали в разработке курсов, учебников, методичек и пособий. В то же время, это активные, разносторонне развитые люди, которые хотят сделать свой вклад в трансформацию образования и понимают боли и проблемы сегодняшней школы и родителей.

Будет ли у детей возможность индивидуально консультироваться с учителем?

Да, в любой момент можно запросить консультацию репетитора онлайн, мы тщательно отбираем лучших учителей для размещения у нас на платформе, планируем постоянно расширять базу. Кстати, у детей будет возможность выбора и оценки преподавателя по разным критериям (это похоже на то, как вы в Uber оцениваете качество работы водителя, ставите ему «звездочки» и от этого его рейтинг поднимается). Также можно будет оставить отзыв о занятии и репетиторе, за что ребенку на платформе будут начислены баллы, так как он помогает нам совершенствоваться и становиться лучше.

Как можно получить доступ к GIOS? 

Очень просто: набираете www.gioschool.com – и вы на платформе! Далее внимательно изучаете все возможности, выбираете необходимый вам курс, предмет, тему, тренажер по подготовке к ДПА или ЗНО, а может репетитора, оплачиваете заказ – и вы уже в личном кабинете с приобретенными занятиями.

Проявляют ли школы заинтересованность в проекте?

Да, сейчас мы тестируем бета-версию, несколько киевских лицеев (матклассы в основном) плюс один черниговский лицей уже занимается с учителями по нашим программам (7-й и 9-й классы, подготовка к ДПА).

Учитывает ли ваш проект потребность ребенка в социализации?

Во-первых, ребенок может общаться на платформе с репетитором либо с другими детьми, задавать вопросы, предлагать свои решения. Во-вторых, у ребенка при таком обучении высвобождается уйма времени жизни для любимых занятий – кружков по программированию или робототехнике, рисованию, музыке, спорту, где он может общаться с детьми со схожими интересами и увлечениями, может входить в разные коллективы и общаться с большим количеством детей, чем только с одноклассниками, проявлять свои коммуникационные навыки и социализироваться.

Какова роль игры в обучении с точки зрения педагогики? Почему игра помогает лучше усваивать информацию?

Через игру маленький ребенок познает окружающий мир, игра является естественной средой обитания современных школьников-подростков. Многие методисты считают, что именно игра является наиболее эффективной формой обучения. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у школьников повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче; процессы восприятия, понимания и усвоения материала протекают более точно и быстро, а соревновательный эффект помогает достигать лучших результатов.

Что вы считаете более важным: привлечь внимание родителей к вашему проекту или заинтересовать самих детей, чтобы они попросили у родителей учиться в GIOS?

Это именно тот комбинированный вариант, когда клиент – родитель, а потребитель – ребенок. С одной стороны, мы рассказываем родителям о возможностях GIOS и о том, как наша система может помочь их детям, с другой стороны – постарались сделать платформу максимально дружелюбной и увлекательной именно для детей. В результате наших контактов с теми, кто зарегистрировался на платформе либо скачал пробный тест/урок, мы видим, что есть достаточное количество девяти- и десятиклассников, которые самостоятельно принимают решения о необходимости подтянуть свой уровень знаний, а потом уже привлекают родителей. Так что будем продолжать коммуникацию с обеими целевыми аудиториями.

 Как вы будете работать с мотивацией ребенка?

Сама среда на платформе разработана так, что увлекает ребенка в привычный мир игры. Обучаясь, ребенок зарабатывает баллы, есть соревновательный эффект, есть мотивация улучшать результат для получения дополнительных возможностей, званий, достижений. Наш GIOS за учебу начисляет баллы, они не приравниваются ни к каким оценкам, а просто дают возможность проверить себя, показать свои достижения, поучаствовать в соревновании (для тех деток, для кого важен дух соревнования), приобрести какие-то опции на платформе.

Большинство существующих онлайн-платформ дают длинные академические лекции, которые читают те же учителя у доски. Сейчас детям (да и взрослым) присуща клиповость мышления, ученикам тяжело сосредоточиться, тяжело работать с текстами и длинными лекциями. Современные дети мыслят яркими образами, их невозможно вовлечь в обучение скучной теорией. Именно поэтому статистика завершения курсов на большинстве платформ, даже с самыми именитыми преподавателями и полезными курсами, не более 10%. Мы же разработали анимационные живые 4-5-минутные видеоуроки с интерактивными заданиями и практическими примерами. В конце каждого урока можно просмотреть дашборд со своими результатами и баллами. Дети легче вовлекаются в такой игровой контент и лучше запоминают. Много заданий – из жизни, поэтому интересны. Особое внимание уделили критическому мышлению – одному из главных навыков 21 столетия, в каждом уроке есть минимум одно задание на критическое и абстрактное мышление.

Как вы планируете привлекать преподавателей к работе в вашем проекте? Каких педагогов вы хотите видеть в команде?

С нами уже работают и молодые педагоги-новаторы (некоторые из них вошли в топ-20 Global Teacher Prize), и лучшие учителя-методисты, и профессора и авторы школьных учебников по математике с опытом, которые помогают преобразовывать актуальную школьную программу в живые, интересные видео-уроки. Мы в постоянном поиске своих «звезд», которые хотят сделать обучение детей более увлекательным и современным. Также мы приглашаем на платформу талантливых учителей — репетиторов, для них мы – образовательный Uber, который дает постоянный поток учеников и следит за качеством преподавания.

Мы планируем проводить обучения и мастер-классы для учителей, выступать на всевозможных образовательных форумах, чтобы рассказывать о смешанном обучении и формировать культуру онлайн-образования, которая находится у нас в стране пока в зачаточном состоянии. А это – мировой тренд, он уже не будущее, а настоящее!

На какие результаты рассчитываете с запуском проекта и как будете их оценивать?

Мы хотим показать родителям, детям, учителям, что обучение может быть увлекательным и несложным процессом, что смешанное и онлайн-образование помогает получить нужные знания и навыки в удобном темпе, в любой точке мира, развиваться по индивидуальной траектории на протяжении всей жизни. Привить любовь к процессу познания!

За текущий год хотим охватить украинских школьников, ведем переговоры с образовательными институциями Казахстана, Узбекистана, думаем о выходе на международные рынки.

Мы начали с математики – царицы всех наук и головной боли подростков и их родителей (по статистике, почти каждый второй школьник занимается с репетитором по математике), далее – другие STEM-науки и школьные предметы.

Важным результатом будем считать поднятие среднего уровня региональных и сельских школ и формирование культуры онлайн-образования в Украине.

Подготовила Таня Касьян

Фото из личного архива Натальи Лимоновой

— Читайте также: Как детям выучить английский: 5 лайфхаков