«Незламна». Первые впечатления от просмотра

Сильный фильм о сильной женщине

24.03.2015

На следующей неделе Украину ожидает громкая премьера – долгожданный украино-российский фильм «Незламна». Побывав на пресс-показе картины, спешу поделиться своими впечатлениями.

Для начала нужно заметить, что проект имеет статус национального (70 процентов финансирования было обеспечено с украинской стороны) и снимался почти два года в  украинских городах: Севастополе, Киеве, Каменец-Подольском и Одессе.  Картина знакомит нас с историей легендарной женщины-снайпера, Героя Советского Союза Людмилы Павличенко — украинки, которая родилась в Белой Церкви в 1916 году.

Исполнительница главной роли, актриса Юлия Пересильд, которая специально приехала из Москвы на киевскую премьеру, поделилась своим отношением к героине: «Мы снимали не патриотическое кино, а снимали человеческую историю. Для меня огромное счастье было стать частью этой картины. Я просто влюблена в Людмилу Михайловну, она была фантастической женщиной. Я узнавала ее шаг за шагом, и с каждым днем она играла у меня новыми красками. Все, что с ней происходило, как-то необычно, невозможно, но все это было».

И действительно, смотря на экран, поражаешься: как все это могло быть в жизни 25-летней девушки? 309 убитых фашистов на счету, море грязи и крови, жизнь в окопах, дружба с женой американского президента Элеонорой Рузвельт… Но все это было.

Именно с воспоминаний Элеоноры Рузвельт в исполнении британской актрисы Джоан Блекэм и начинается фильм. Мы узнаем историю юной студентки Людмилы, которая все время пыталась добиться от своего сурового отца-военного одобрения, и хотела, чтобы он гордился ею. Неудивительно, что вместо походов в кино она предпочитала состязание по стрельбе наравне с мальчишками. Неудивительно и то, что в отличие от своей миловидной и задорной подружки Маши (актриса Полина Пахомова, — прим.ред.), Люда предпочитала учебу любовным переживаниям. Но сама того не желая, она вскружила голову и летчику Николаю, и молодому доктору Борису из типичной одесской семьи. Здесь нужно отметить, что несмотря на жанр военной драмы, в фильме есть место хорошему одесскому юмору.

Именно в Одессе и застала война Людмилу, которая не раздумывая отправляется на фронт. Для нее было принципиально важно быть там, а не сидеть сложа руки, пока кто-то другой отдает за нее свою жизнь. В целом фильме отражено разное отношение к войне. Сам же режиссер картины Сергей Мокрицкий придерживается такой позиции: «Война — это дело ненужное и неправильное. И также считает герой фильма Борис. Убивать нельзя, об этом и говорит наш фильм».

photo_543e878796c52

Война для Люды начинается в тренировочном лагере: рытье окопов, правила маскировки… и окончательное прощание с детством. Сцена, где девушкам приходится сжигать свои вещи: белье, книги, туфельки, игрушки, напоминает и им, и зрителям, что теперь все они — солдаты. Жесткого начальника этой снайперской школы сыграл украинский актер Виталий Линецкий. Кажется, что он очень плохо относится к курсантам, но потом мы понимаем причину такого отношения: он хочет научить их всему, чтобы спасти их жизни.

Кадры с линии фронта с 1941 года переплетаются с эпизодами, рассказывающими о том, как Людмила отправилась вместе с делегацией от СССР в США с просьбой о поддержке в 1942. Всего лишь один год, но кажется, героиня прожила за него целую жизнь: четыре боевых ранения, потеря любимых, контузия и 309 убитых фашистов.

10383986_837335509649800_4527648168412304291_n

Любовь на войне эмоционально показана в картине как на примере самой Людмилы, так и на примере ее подружки Маши, которая мечтала родить сына своему любимому летчику Грише. Все мужчины, которые любили героиню, так или иначе пытались ее спасти: будь то командир Макаров, руками выкопавший Люду из засыпанного землей окопа, напарник в исполнении Евгений Цыганова, прикрывший ее своим телом от разрывающихся мин, или тот самый одесский доктор Боря, отдавший ей свой эвакоталон и таким образом спасший ее из захваченного Севастополя.

В некоторых эпизодах эти истории отрезвляют зрителя и напоминают, что мы смотрим не просто очередной военный боевик с крутым супергероем, а фильм, где главным героем является женщина, азартная, умная, сильная, способная на своих плечах вынести раненого мужчину, и в то же время ранимая и хрупкая, мечтающая о тишине, спокойствии и ребенке от любимого мужчины.

Это ощущение  особенно усиливает сцена, где героиню заставляют улыбаться сквозь слезы для фотографии, а также шок Элеоноры Рузвельт от увиденных шрамов, исполосавших спину Людмилы. А ее словам, обращенным к толпе мужчин, скептически относящихся к ее появлению в Америке, хочется аплодировать стоя: «Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?». Что в принципе и происходит в финале фильма.

10404856_850765304973487_4310359352827695095_n1

Конечно, после финальных титров у зрителей оставались вопросы: уместно ли показывать картину в это непростое время сегодня, и какой из вариантов названия более подходящий — «Незламна» или «Битва за Севастополь». Но на них, пожалуй, каждый ответит сам для себя. Главное то, что история украинской героини Людмилы Павличенко не забыта и может стать для всех женщин примером того, как оставаться сильной, бороться до конца и при этом не утратить способность любить.

- Читайте также: 15 лучших фильмов о сильных духом женщинах