Николай Рогинец: «Блогер — это не хобби. Блогер — это профессия»

Как заработать в YouTube и стать известным влогером

Ваш ребенок опять с планшетом? Кривляется на камеру? Записывает влоги и подбирает звуковые эффекты? Оставьте в покое будущую звезду YouTube! Кто знает, может, через два-три года ваш малыш будет миллионером? Как выучиться на видеоблогера, найти свой стиль и заработать на YouTube, рассказывает Николай Рогинец, маркетинг директор международной интернет-медиасети AIR.

Можно ли «выучиться на блогера»?

Можно — очень короткий мой ответ! Если серьезно, то все те блогеры, которые сегодня популярны, — живое тому доказательство. Они всему научились сами. А если один человек может всему научиться сам, соответственно, и другие могут. Тем более, если в помощниках AIR Academy и прокачанные в YouTube эксперты-преподаватели. Мы можем взять абсолютно «нулевого» человека и сделать из него блогера. Конечно, при условии, что у него для это есть данные. По человеку видно, хочет он вообще этим заниматься или нет. Импонирует ли ему медийность, есть ли ему что сказать на камеру, чем поделиться. Умеет ли он говорить и сам по себе является ли интересным человеком. В особенности, если это блогер-одиночка. Если же есть целая креативная команда, то тексты напишут, свет выставят, снимут правильно — говори и живи в кадре! Все!

По каким критериям можно определить, будет ли блогер и его продукт успешным?

Тут нет никаких гарантий, как и в любом другом начинающем проекте. Допустим, к нам пришел человек и мы задались целью сделать его популярным. У нас есть опыт, мы разбираемся в трендах, знаем, куда нужно тратить ресурсы, а на что вообще не стоит обращать внимания. С таким подходом успех более вероятен. Начинающий блогер совершит меньшее количество ошибок, воспользуется дополнительными ресурсами. Если мы говорим про «самоучку», здесь ситуация сложнее, однако успех возможен, в особенности, если человек действительно очень хочет стать блогером.

Если у вас человек прошел курс, но на практике ситуация с его блогом не улучшилась, хотя он постоянно над ним работает. Что ему делать?

Если формат удачный, нужно дожимать. Мы говорим об этом на курсах. Успех заключается не только в качестве продукта, но и в его продвижении. И тут многое зависит от того, в каком жанре, каком формате работает блогер, высокая ли у него конкуренция. Если высокая, то времени и усилий понадобится больше в разы. Может быть и так, что формат не очень удачный. Тогда нужно не бояться меняться, пробовать делать что-то другое. Многие блогеры делали такие повороты, искали свой формат и находили. При условии, что человек отдается проекту, постоянно над ним работает, то полугода-года достаточно, чтобы нащупать свой путь и получить результат.

Как найти свой формат для блогинга?

Идеальный вариант, когда человек имеет страсть к какому-то занятию и способен быть одним из лучших экспертов в этой теме. Такому блогеру очень просто: ему не нужно ничего выдумывать, он живет тем, чем живет, и имеет возможность об этом рассказывать лучше 90% населения планеты.  Если он обладает способностью говорить об этом хорошо, интересно, тогда все получится.

А когда возникает вопрос темы и формата, — это первый сигнал о том, что надо определиться. YouTube — это прежде всего контент, а потом уже все остальное: как это смонтировано, как это продвинуто, и кто что об этом думает. Часто можно услышать, что взрослым не понятен контент современных видеоблогеров — кумиров молодежи. Это, к сожалению, говорит о колоссальной разнице мировоззрений. Популярным блогера делает его контент. Тот контент, который в итоге и нужен молодым зрителям. Вот и все.

За счет каких фишек блогер может выделиться?

Есть блогеры, которые занимаются глупостями только потому что это зрелищно. Там нет никакого содержания, но тем не менее это смотрят. А есть их противоположности, которые говорят по сути и их интересно слушать. Есть и те, которые посередине, склоняются либо в одну сторону, либо в другую. И каждый пытается комбинацией этих двух векторов покорить своего зрителя.

Победят ли мини-медиа (блоги) настоящие СМИ?

Думаю, что нет. Успешные блогеры тяготеют к тому, чтобы обрастать командами и становиться полноценными СМИ в современном, трендовом и интересном формате. Так и сами СМИ тяготеют к тому, чтобы овладевать инструментами YouTube и приближать свои форматы к этим стандартам. Есть СМИ, которые вообще не понимают, как это делать, и никогда не поймут, но все равно будут свою аудиторию иметь. Но все же большинство сможет с этой новой реальностью справиться, овладеть ее инструментами и какую-то пользу извлекать.

Что дают серебряные и золотые кнопки YouTube?

Моральное удовлетворение прежде всего. Это как медаль, публичное признание их успешности, их вклада в развитие платформы. Конечно, они сделаны не из драгметаллов, но весят 14 кг. Серебряная дается за 100 тыс. подписчиков, а золотая — за 1 млн. Есть еще и бриллиантовая — за 10 млн подписчиков.

К блогерству многие взрослые относятся несерьезно, как к временному хобби. Вы не согласны с этим?

Если речь идет о молодых людях возрастом от 18 лет и старше, то блогинг — это профессия. Самодостаточная, окупаемая, которая ничем не отличается от любой другой работы, за исключением того, что это профессия новая, очень современная, а поэтому немного непонятная. А что касается подростков, то я считаю, что именно родители несут ответственность за то, как складывается жизнь их ребенка.

Сейчас экономика и жизнь в целом так быстро поменялась, что многие родители оказались за бортом. А дети в силу того, что они этим живут, постоянно пользуются новыми инструментами, технологиями, наоборот, рванули вперед. И разрыв между детьми и родителями колоссальный. Зачастую взрослые не понимают, что блогинг — это перспективная оплачиваемая профессия, что их ребенок может зарабатывать больше, чем родители, а может уже зарабатывает, просто они об этом еще не знают.

Задача родителей понимать, как это все работает. И убедить, что учеба при любой заинтересованности в YouTube нужна и важна. Ведь одной из главных особенностей блогера является способность генерировать смыслы. А без образования генерировать смыслы сложно. Если ребенок бросил школу или вуз, не читает книг, не расширяет кругозор, вряд ли ему удастся построить интересный внутренний мир, который потом во вне найдет отражение в виде блога.

Самый простой рецепт — разрешить ребенку попробовать. Конечно, под контролем, быть рядом с ним, потому что в блогинге много подводных камней. Это касается фидбека, который начинающий блогер получает от аудитории, там много критики, много неприятных комментариев. Ребенок может расстроиться, и тут очень важно поддержать его.

На детских каналах есть видео, в которых родители буквально заставляют детей сниматься. Как вы относитесь к таким блого-родителям?

Это то, о чем мы выше говорили, об ответственности, которую несут родители. И потом, родители постоянно заставляют детей что-то делать. Давайте не будем говорить, что те кто заставляет сидеть в кадре — плохие, а те, кто заставляют есть кашу, но не на камеру, — хорошие. Другое дело, когда ребенок после каждой съемки плачет, а родители все равно заставляют сниматься. Это уже садизм какой-то. Нужно понимать, что в конкретной семье происходит, действительно ли ребенок страдает или просто был капризным в определенный момент.

Видеоблогинг популярен, но однажды популярность спадет, что тогда?

Я думаю, что такое вряд ли возможно, потому что это очень естественное и органичное развитие медиа. Здесь есть двухсторонняя связь, когда ты общаешься с миллионами людей в режиме реального времени и они могут общаться с тобой. Это эволюция общественная и революция в каком-то смысле, я не вижу, каким образом это может измениться. Такое может случиться, если произойдет технологический коллапс.

Глядя на некоторых видеоблогеров 30+ понимаешь, что они «косят» под подростков. Это такая стратегия для привлечения аудитории?

Это попытка людей делать что-то в ютубовском формате. Они ведь тоже смотрят на популярных блогеров, пытаются копировать, осознанно или нет. Вообще, работать в кадре довольно сложно, и невольно ты меняешься, пытаешься четче говорить, лучше выглядеть. Со временем приходит свой стиль и за ним приятно наблюдать, потому что это естественно выглядит. А если они ведут себя странновато, значит, они еще в поиске. Но при этом есть взрослые люди, которые делают это органично, например, Ян Топлес.

За счет иностранного языка можно расширить аудиторию, а за счет чего еще (анимация, например)?

Английский — это доступно, но не так уж и просто, потому что надо быть органичным, естественным, интересным, знать сленг, быть своим. Или наоборот, строить популярность на отличиях, например, говорить с диким акцентом, но чтобы это было продумано, чтобы был юмор хороший и учитывались реалии англоязычного YouTube.

Самое простое — это расширение тематик. С появлением новой тематики придет новая аудитория. Однако тут важно понимать, какую именно тему стоит брать, а какую нет. Надо также понять, какую вы хотите аудиторию, какие темы ей интересны, можете ли вы на эти темы говорить. И потом пробуйте. Это идеальный подход, когда все осмысленно и продуманно на три шага вперед. Но таких удачных примеров немного, потому что люди чаще отталкиваются не от аудитории, которую хотят получить, а от того, о чем могут говорить.

Сколько зарабатывает блогер и за счет чего?

Реклама, в основном — AdWords и AdSense. Но чем популярнее блогер, тем больше у него появляется возможностей и источников доходов, однако все равно они все рекламные. Например, спонсорские проекты с брендами, есть возможность на подписках зарабатывать, на трансляциях.

Вы делите с партнерами-блогерами прибыть 70/30 или по-другому, а как относитесь, когда блогер выходит из-под крыла и стоит ли ему это делать (иными словами, что его ждет)?

Популярные блогеры ежемесячно зарабатывают тысячи долларов. Если говорить о начинающем блогере, который работает в течение полугода или чуть более полугода, — это 100-200 долларов в месяц.

Если блогер хочет уйти, мы пытаемся понять, почему он хочет это сделать. Если получается его удержать, мы продолжаем работать вместе, если нет, то он уходит, насильно его никто не держит. За исключением тех случаев, когда есть контракт. Мы ориентированы на то, чтобы подобное не происходило и у нас это получается, сеть постоянно растет. Мы начинали с нуля каналов, сейчас их 50 тыс. и число продолжает увеличиваться ежемесячно.

Сейчас в YouTube все чаще появляются блоги на украинском, есть ли у них большое будущее (такое же большое, как и русскоязычных, к примеру)?

Я думаю, что у них очень хорошая перспектива и наша компания планирует прикладывать усилия, чтобы их становилось больше. Тут есть две причины: эмоциональная и рациональная. Рациональная в том, что это большая ниша, которая мало изучена и вовсе не заполнена. При условии заполнения хорошим контентом, она будет довольно сильной, несмотря на то, что украиноязычной аудитории намного меньше, чем русскоязычной. Также дело еще и в том, что у многих украинских локальных рекламодателей есть дилемма, — когда они сотрудничают с русскоязычным блогером, то тут же получают огромную часть аудитории не из Украины. И им приходится решать, что с этим делать. Это не бог весть какая проблема, но она существует. А украиноязычные блогеры на 100% дают украинскую аудиторию, это выгодно для рекламодателей.

Эмоциональная причина состоит в том, что это очень правильно. У каждой страны должна быть своя идентичность и культура. И краеугольным камнем и того, и другого является язык. До тех пор пока в Украине не сформируется преобладающее использование украинского языка, у нас будут огромные проблемы во всех остальных сферах жизни. Если бы меня спросили, в чем национальная идея на текущий момент, я бы ответил: в том, чтобы пользоваться украинским языком.

Анализировали ли вы, какие темы наиболее популярны среди пользователей?

Если говорить о контентных категориях, то это: гейминг, музыка, детский контент. Еще популярна кулинария, потому что там зрители взрослые и платежеспособные, однако количество охватов там сравнительно небольшое, ведь YouTube в своем ядре — это аудитория 18-34 года, но я бы даже сказал 12-34. А такая аудитория кулинарию не смотрит. Недавно лайфхаки были популярны, но сейчас интерес поутих, появилось огромное количество подобного контента, и люди чуть подостыли.

Назовите самых популярных блогеров из Украины, о чем их блоги и как долго они шли к успеху?

Женя Белозеров — он как раз тот человек, который очень просто и естественно живет и создает контент. Могу назвать Ярика Лапу, он ведет канал о гейминге, Ольга Матвей — канал о кулинарии. Некоторые уехали в другие страны и работают там. Это было сделано по экономическим соображениям, я их не осуждаю, ведь в нашей стране нет эффективной политики по формированию национального самосознания. Но мир вообще тяготеет к тому, чтобы быть космополитичным. Эти люди приняли такое решение и их решение надо уважать. Могу назвать Ивана Гая — он из Днепра, Мари Сенн — из Харькова, Настя Шпагина — из Одессы.

Украина, на самом деле, с точки зрения видеоблогинга обладает колоссальным потенциалом, потому что наши люди в достаточной степени креативные, артистичные и трудолюбивые, чтобы быть популярными в YouTube. Для этого у них есть масса ресурсов. По некоторым показателям, Украина находится в лидерах мирового YouTube, например, в онлайн-трансляциях. Нигде не было такого зрительского объема по времени, как у украинских онлайн-трансляций, ни в одной стране мира. И вообще по показателям смотрения Украина среди первых в Европе. Хотя ее, конечно, нельзя сравнивать с огромными аудиториями США, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. А вот с точки зрения инновационности, возможностей и способностей, мы точно в мировом топе и у нас для этого все есть!

А свой кейс, как стать успешным блогером на YouTube и собрать в подписчиках более 1,5 млн людей, уже в эту субботу расскажет популярный видеоблогер и саунд-продюсер Jack Belozerov на конференции для подростков «Завтра_2037«.

Записала Ира Керст. Фото: AIR

— Читайте также: Ирина и Илья Мельниченко: «Хоумскулинг – это школа жизни, в реальной жизни вас потом никто не будет подстраховывать»

Мы в Facebook