Нина Левчук: «Неважно, сколько тебе лет, важно, как ты говоришь и умеешь ли слышать клиента, а не просто слушать»

Об умении слушать, реализации потенциала и триатлоне

За IT-индустрией наблюдать крайне любопытно – она развивается семимильными шагами, и именно здесь можно сделать головокружительную карьеру, добиться успеха. В то же время в IT работает лишь 12% женщин, ведь многие считают, что в такой сложной сфере им не место. Однако есть примеры, вдохновляющие покорять мир технологий. Один из них – Нина Левчук, руководитель Google Marketing Solutions в Центральной и Восточной Европе, спикер третьего SHE Congress. Нина делится с нами своим опытом разрушения стереотипов о женщинах в IT.

О возрасте

Мне 29 лет, но я всегда чувствовала себя старше, причем старше не в смысле биологического возраста, а исключительно в зрелости принятия решений. Это связано с тем, что я профессионально развиваюсь с 17-ти, стала управлять первым делом в 20 и работала с людьми старше меня. Сейчас 20-летним руководителем в Украине и США никого не удивишь, но 9 лет назад это было не настолько частое явление. Тем не менее, это не помешало мне быть хорошим руководителем хоть и в очень небольшом страховом бизнесе и вызывать у людей уважение.

О харизме

Мне помогает не столько внешность, сколько харизма, благодаря которой люди мне доверяют и открыты к общению. Я постоянно работаю с профессиональными коучами, психологами и менторами и, когда я общаюсь с человеком, то стараюсь подобрать к нему ключи. Прежде всего, в этом помогают отзывчивость, открытость и желание слушать. Также позитивный и ухоженный образ всегда располагает людей. Я не робот, я человек и, конечно же, у меня бывает плохое настроение, но на встрече с командой или клиентами у меня всегда позитивный настрой. Достаточно просто подумать о сильном позитивном моменте в вашей жизни, и вы уже на встречу с клиентом зайдете с улыбкой. Ваше настроение создает атмосферу, в которой вы общаетесь с окружающими, более того, вы заметите, как и ваше плохое настроение пройдет само по себе. Сила внушения велика и пока ни разу меня не подводила.

О стереотипах

Корпоративный мир имеет определенные требования к сотрудникам и партнерам. В моей команде работают консультанты разного возраста от 21-го до 32-х лет. И я понимаю, что моим молодым коллегам иногда приходится сталкиваться с проблемой, как завоевать доверие партнеров. Когда они приходят на встречу, то не всегда хватает авторитетности, и ребятам приходится уделить время и внимание тому, чтобы их воспринимали не как «техподдержку», а как профессионалов, которые пришли помочь, проанализировать ситуацию и предложить эффективное решение. Очень часто в этом им помогаю я, показывая на своем примере, как расположить к себе собеседника, для своих ребят я являюсь ролевой моделью, если для меня нет возрастных барьеров в коммуникации, то и для них их быть не должно. И для того, чтобы в 21 себя чувствовать уверенно в разговоре со специалистом у которого за плечами от 10 лет опыта работы, важно, прежде всего, хорошо знать свое дело и понять потребности собеседника.

img_2791-2

С одной коллегой в моей команде мы начали работать, когда ей было 21. Она является консультантом Google для рынков Центральной Восточной Европы. И если в Украине мы иногда сталкиваемся со стереотипами о возрасте, то на многих рынках Европы возрастные ожидания от профессионала могут стать камнем преткновения в коммуникации. Хоть мир и меняется, тем не менее в Европе большинство ребят в 21 только задумываются о высшем образовании, пробуют себя в разных индустриях, изучают мир. Поэтому когда моя коллега назначала встречи с топ-менеджерами известных компаний, ей не всегда удавалась с первого раза расположить клиента или вообще начать с ним конструктивный разговор, так как существовало недоверие к ее возрасту, порой к ее милой внешности. Это очень грубо, но, к сожалению, до сих пор иногда приходится сталкиваться со стереотипом, что если ты милая молодая розовощекая блондинка, то можешь только чай налить. Она очень переживала на этот счет, это иногда мешало ее росту как профессионала. Тем не менее, это был для нее бесценный опыт. Сейчас ей 24, она смогла выработать навыки коммуникации, поэтому она уверена в себе, изменилось ее общение, даже звучание голоса. Но как и в 21, так и в 24 ее знание своего дела всегда было на высшем уровне, плюс прибавился опыт использования решений Google. Этот опыт и работа над собой, помогли ей стать уверенней в себе и ломать стереотипы в восприятии ее как профессионала.

О стирании границ

Сейчас стираются границы стандартов касательно возраста и внешности. Мои коллеги общаются с разными клиентами, и основой хороших отношений является понимание потребностей клиента, умение слушать и располагать, а не возраст. Я вместе со своими ребятами посещаю встречи, чтобы показать, что вопреки стереотипам не важно, сколько тебе лет, важно, как ты говоришь и умеешь ли слышать клиента, а не просто слушать.

— Читайте также: 10 dos & don’ts для успешной карьеры в международной компании

Об опыте

Чем раньше начнешь, тем больше узнаешь. Лучший университет – это работа, ты учишься в коллективе коммуникационным навыкам, пониманию рынка, продукта. Всегда очень важно начать пораньше и подрабатывать с первого курса, например. Моя мама – предприниматель, поэтому еще в университете я начала ей помогать, оформлять документы, составлять переводы, регистрировать клиентов. Я делала техническую работу, которая позволяет освоить базовые навыки коммуникации. Также я поняла, что работа помимо финансовой независимости дает отличное развитие, в частности, навыков общения.

Об открытиях

Я каждый день чему-то учусь. Я являюсь ментором пяти людей, которым помогаю, занялась образовательными проектами. А чтобы делать это хорошо, нужно постоянно учиться, ведь все меняется, появляются новые возможности, технологии. Помогать другим – это ключевые слова, на которых построен бизнес Google. Мы помогаем нашим клиентам зарабатывать больше и, соответственно, развиваться. Все наши образовательные проекты связаны с развитием бизнеса и общества.

За первые три дня после анонса Академии Google для женщин, где мы обучаем, как с нуля начать бизнес в интернете, у нас набралось более 10 000 регистраций. Это говорит о том, что все эти женщины хотят научиться чему-то новому, Киев доминирует, но и другие города вовлечены. Мы называем наш проект «Академия для женщин», потому что они часто говорят о преградах и предрассудках, которые встают на пути к переменам. Мы хотим поддержать людей разного возраста, чтобы они стали активнее и окунулись в мир технологий. Когда мы запускались в Казахстане, то смогли привлечь около 1000 женщин, а Украина все-таки гораздо больше, присоединяются жительницы Беларуси, и, кстати, мужчины тоже.

В Казахстане мне больше всего запомнилась история о женщине в декрете, которая до рождения ребенка была бухгалтером. Она пошла в нашу Академию, чтобы понять, сможет ли она делать что-то во время отпуска по уходу за ребенком. Она прошла курсы, поняла, что ей нравится вручную делать эко-игрушки. Поэтому она создала свой сайт, совершенно простой, и начала продавать эко-мишки в Казахстане, затем добавился рынок России, а теперь она смотрит, как выходить на Amazon. Она получает от этого удовольствие и очень довольна. Такие кейсы – наша цель, неважно студентка ли вы, или вы в 50 хотите что-то сделать, нет никаких возрастных ограничений, важно только внутреннее желание.

О переменах

На каждом этапе жизни происходит профессиональное и личное формирование. До 20 лет ты ничем не обременена, у тебя нет семьи, и есть время, когда, ничем не жертвуя, ты можешь попробовать себя в различных направлениях. Я не приверженец того, что нужно работать лишь в одной сфере – можно реализовать себя и в технологиях, и в моде, и быть хорошим консультантом. Но важно сформулировать свои базовые ценности и выбрать дело, где можно максимально раскрыть потенциал и реализовать свои амбиции.

Самое ужасное, на мой взгляд, это человек с нереализованными амбициями, и не важно в профессиональной или личной жизни. Такие люди отравляют жизнь себе и другим вокруг.

К 30 годам и у женщин, и у мужчин возникает проблема выбора: уходить ли в семью, декрет, и это влияет на карьерные решения, выбор места жительства. Но я искренне верю в то, что можно начинать перемены в любом возрасте, лучший пример тому – Мария Колосова. Если у человека есть драйв, желание приносить что-то новое в мир, и у него достаточно энергии для этого, то никогда не рано начать.

О внешности

Помимо внешней красоты и ухоженности, очень важна именно внутренняя красота женщины. Когда женщина живет в гармонии с собой, стремится к развитию, любит и воспринимает себя такой, как она есть, то это располагает к ней окружающих. Но чтобы любить себя такой, какая ты есть, надо соответствовать своим внутренним стандартам, а тут уже все индивидуально, как и понятия красоты – они тоже индивидуальны. Внутренний стержень и сила порой даже самых простеньких девушек делает невероятно привлекательными для окружающих и выделяет их на фоне других. Поэтому работа над собой, не только с внешними данными, но и с личными ценностями очень важна. Жить надо в удовольствие, искренняя улыбка на лице женщины делает ее гораздо привлекательнее, чем толстые слои макияжа.

Очень многое зависит, конечно же, от вашего образа жизни и окружения. В моем окружении много спортсменов, людей, занимающихся триатлоном, — это мотивирует и меня следить за своей фигурой, участвовать в соревнованиях и поддерживать этот образ жизни. Иметь подтянутое тело и правильно питаться – скорее стандарт в спортивном обществе, чем стереотип. И если вам нравится такой образ жизни, вы будете стремиться соответствовать этим стандартам. И это ваш личный выбор, а не навязанные медиа стереотипы об идеальной внешности.

— Читайте также: Ирина Галай: «От женщины общество ждет многого, а от красавицы – в два раза больше»

На пути к успеху женщины преодолевают множество трудностей, связанных с предубеждениями об их внешности, возрасте и способностях. Совместно с маркой Eucerin мы собираемся развенчать гендерные стереотипы, узнать много полезного и услышать ценные советы из первых уст 18 ноября на третьем SHE Congress.

unnamed-1