Новый закон об образовании: Как научат детей за 12 лет в школе

Плюс один год на получение профессии

28.09.2017

Сегодня, 28 сентября 2017 года, вступил в силу закон «Об образовании», принятый Верховной Радой Украины 5 сентября. Он уже вызвал дискуссию, и не только в нашей стране, положениями о языке обучения. Мы просмотрели и выделили те изменения, которые важно знать родителям нынешних и будущих учеников украинских школ. 

Из школы — на работу

Согласно закону, обучение учащихся по программам двенадцатилетнего полного общего среднего образования начинается:

  • для начального образования — с 1 сентября 2018 года;
  • для базового среднего образования — с 1 сентября 2022 года;
  • для профильного среднего образования — с 1 сентября 2027 года.

Среднее образование, согласно закону, разделено на три вида: начальное — с 1 по 4 классы включительно, базовое среднее образование — с 5 по 9 классы включительно, и профильное среднее образование — с 10 по 12 классы включительно. При этом продолжительность уроков в учебных заведениях будет составлять: в первых классах — 35 минут, во вторых — четвертых классах — 40 минут, в пятых — одиннадцатых классах — 45 минут.

«С 1 сентября 2027 года срок получения профильного среднего образования составит три года. Лицеи будут функционировать как самостоятельные юридические лица, кроме учреждений специализированного образования. До 2027 года внедрение образовательных программ трехлетней профильной школы возможно по решению центрального органа исполнительной власти в сфере образования и науки, при условии наличия соответствующего стандарта профильного среднего образования и соответствующей типовой программы образования», — говорится в тексте закона.

Получение профильного среднего образования предусматривает два направления:

  • академическое, — базирующиеся на соединении основ стандартного профильного среднего образования и углубленного изучения отдельных предметов с учетом способностей и нужд учеников с ориентацией на продолжение обучения в вузе;
  • профессиональное, — ориентированное на рынок труда профильное обучение, ведущееся на основе стандартного профильного среднего образования и профессионально ориентированного подхода к обучению с учетом способностей и нужд учеников.

Сертифицированное преподавание

Еще одним нововведением является сертификация учителей, за успешное прохождение которой они будут получать доплату, а также получат возможность внедрять и распространять методики компетентностного обучения и новые образовательные технологии. Сертификация предполагает внешнее оценивание профессиональных компетенций педагога (в том числе по педагогике и психологии, применению на практике современных методов и технологий обучения), которое осуществляется путем независимого тестирования, самооценки и изучение практического опыта работы. Сертификат выдается сроком на три года. Успешное прохождение сертификации засчитывается как прохождение аттестации педагогом.

Интересно, что о размере доплат речи в законе не идет.

Право иметь право

Согласно статье 54 закона «Об образовании», педагогам гарантируется «…академическая свобода, включающая свободу преподавания, свободу от вмешательства в педагогическую, научно-педагогическую и научную деятельность, свободный выбор форм, методов и средств обучения, соответствующих образовательной программе».

Статья 53-я этого же закона гласит, что ученики имеют право на «…индивидуальную образовательную траекторию, которая реализуется через свободный выбор видов, форм и темпа получения образования, учебных заведений и предложенных ими программ, справедливое оценивание, свободу творческой, спортивной, оздоровительной, культурной, просветительской, научной и научно-технической деятельности и т.д., безопасные и безвредные условия обучения, содержания и труда; уважение человеческого достоинства, защиту во время образовательного процесса от унижения чести и достоинства, любых форм насилия и эксплуатации, дискриминации по любому признаку, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью».

Формулировки весьма справедливые, однако в первом случае учитель все же имеет ограничения в виде программы. А во втором, — закон ничего не говорит о методах противодействия таким явлениям, как буллинг.

Проблема языка

«Языком образовательного процесса в учебных заведениях является государственный язык. Лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам Украины, гарантируется право на обучение в коммунальных учебных заведениях для получения дошкольного и начального образования, наряду с государственным языком, на языке соответствующего национального меньшинства. Это право реализуется путем создания в соответствии с законодательством отдельных классов (групп) с обучением на языке соответствующего национального меньшинства наряду с государственным языком и не распространяется на классы (группы) с обучением на украинском языке», — говорится в ст. 7 закона.

Однако статья 85 гласит, что лица, которые принадлежат к коренным народам, национальным меньшинствам Украины и начали получение общего среднего образования до 1 сентября 2018 года, до 1 сентября 2020 года продолжат получать образование в соответствии с правилами, действующими до вступления в силу данного закона с постепенным увеличением количества учебных предметов, изучаемых на украинском языке.

Интересно, что на этот пункт резко отреагировали МИДы Венгрии, Польши, России и Румынии, посчитав, что решение о подписании закона президентом Украины является «далеким от Европы, ведь был сделан огромный шаг в обратном направлении». Глав этих министерств не устроило то, что венграм, полякам, русским и румынам, живущим в Украине, запретят получать образование на их родном языке. Министр Лилия Гриневич уже назначила ряд встреч с представителями указанных выше стран для решения этого спорного вопроса.

Более детально с текстом закона вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.

Источник: golos.com.ua

— Читайте также: От школы знаний в школу компетенций: 12 лет за партой