Нужно ли детей учить программированию?

Обзор настольных игр в помощь

09.09.2015

Я, наверное, предвзятый родитель в этом вопросе. Мой брат программирует, мой муж, мой  друг… Я – нет. Но свято верю в аналитический тип мышления как преимущество. Вопрос не стоял, нужно ли моему сыну программирование. Дети растут совершенно в ином мире, не похожем на мир моего детства. Это другой мир. Классный и интересный.  Программное обеспечение становится подложкой, подтекстом, фоном нашей жизни.  Речь не идет о том, чтоб вырастить из своих детей новое поколение инженеров, речь о развитии аналитического мышления. Это сочетает в себе математику, логику и алгоритмы, учит по-новому думать об окружающем мире.

Я думаю, детям нужно программирование так же, как история и математика, физика и биология. Мы изучаем историю, потому что это помогает нам понять мир, в котором живем. Даже если мы не помним каких-то конкретных дат и имен (а мы не помним, так уж скучно у нас преподавали историю в школе), знание истории позволяет нам понимать, почему мир сейчас там, где он есть, с точки зрения геополитики. Такая же ситуация с физикой, биологией и прочими науками, изучение которых позволяет нам понимать базовые принципы окружающего мира. Никто не поспорит, что изучение математики дает определенный навык в анализе проблем. Ну и в целом, мы изучаем в школе анатомию не потому, что точно собираемся стать докторами.

С гаджетами все аналогично – мы не просто сталкиваемся, мы живем с ними в руках. Для качественного взаимодействия с этим электронным миром неплохло бы понимать как минимум базовые принципы, которые позволяют ему работать так, как он работает. Со временем навык базового программирования будет таким же необходимым и очевидным, как умение водить машину. Каждая ли работа в будущем будет включать в себя программирование? Нет. Но понимание принципов нужно уже сейчас.

Программирование как навык развивает гибкость мышления, позволяет быстро ориентироваться при наличии/отсутствии/ограничении выбора. Обучая программированию. мы можем показать детям, что для решения большой задачи нужно разбить ее на последовательно решаемые маленькие задачки, более управляемые. Этот навык позволяет эффективно решать большие проблемы, масштабируя их. Также такой подход в обучении включает создание моделей реального мира с допустимым уровнем абстракций, что в свою очередь помогает перейти от конкретных решений к абстрактным.

В интернете есть обзоры электронных игр для начинающих программистов. Но я с этим не спешу. Мой ребенок в 5 лет не айпад-зависимый. Он не смотрит телевизор вообще. Даже полнометражные мультфильмы в кинотеатре ему не интересны. Мы целенаправленно ограничиваем такой досуг. Но разрешаем пользоваться планшетом для поиска в интернете роликов о технике или конструировании. Меня когда-то сильно вдохновил его вопрос (в 4,5 года), крутил в руках айпад и вдруг спросил: «Как они сделали такую тонкую вещь работающую?». Честно скажу, я подпрыгнула от радости. Это то, чего я хочу и жду от обучения. Любопытство. Желание познать и понять. Неожиданные вопросы и сомнение.

Мы пока не идем путем компьютерных игр. Но есть в помощь таким, как мы, настольные игры. Во-первых, настольная игра — это совместное время с ребенком, 100% вовлеченность родителя в настоящую игру. Во-вторых, моторика задействована. В-третьих, это не портит зрение.  В-четвертых, это все-таки игра, которая заставляют подумать, но по-прежнему остается игрой.

Электронный конструктор «Знаток», 180 схем

В комплект входит специальная пластмассовая плата, на которой удобно составлять схемы, множество элементов, соединяющихся друг с другом особым способом — по типу кнопок на одежде, без паяния. Легко собрать, легко разобрать. Также в коробке лежит простая и понятная книжица, в которой доступно описано, как именно и в каком порядке можно сделать каждую из обещанных схем.
Возраст: производитель указывает 5 лет, однако и детям помладше будет интересно поучаствовать в процессе. Конструктор не боится грубых прикосновений. Я лично закрыла пробелы по физике, играю в этот конструктор с ребенком.

Игра Robo Rally

Это нечто! Эта настольная игра сочетания стратегии и случайности.  Количество игроков 2-8. Если кратко в RoboRally  вы управляете своим роботом, задача которго пройти из начальной точки в конечную точку цель, минуя определенное количество промежуточных точек. Поле изображает  фабричное помещение с конвейерами, лазерами, технологическими отверстиями, куда робот может свалиться. Роботы не только пытаются добраться к своей цели, но и по пути немного постреливают друг в друга, еще их периодически утаскивает  конвейеры, и они сбиваются с запрограммированного пути.  В целом, там некая робоанархия. В начале каждого круга раздаются карты, из которых нужно составить алгоритм движения для робота. И все бы классно, если бы вы ваш робот был один на поле. У меня могз закипал.  И думать,  и смеяться. Нами опробовано на детях от 8 лет.

Игра Blokus

Абстрактная стратегическая  настольная игра для 2-4 игроков.  Возраст от 6 лет. Придумал французский математик Б.Тавитиан. Игра получила с 2000 года 26 наград. На этом красноречивом факте можно закончить ее описание. Что-то типа тетриса. Кратко смысл: нужно заполнить поле фигурками своего цвета. Фигуры  одного цвета могут касаться друг друга только углами, а других цветов — как угодно. Есть где подумать. И быстрая достаточно.

34493_Enlarged_1

 Источник: irinanegovan.com

- Читайте также: Когда начинать учить детей программированию