Образование детей за границей – советы из личного опыта

В чем преимущества и на что обратить внимание, делая выбор

24.10.2014

port Лидия Билас, героиня нашего WoMo-портета, в прошлом глава компании IDS Aqua Service, мама двоих детей: дочери Марты (24 года) и сына Максима (16 лет), поделилась с WoMo ценным и важным личным опытом зарубежного образования для детей.

В 14-летнем возрасте моя старшая дочь уехала учиться в Швейцарию, а 16-летний сын в данный момент получает образование в США. Так сложилось, что  я могла  сравнить образовательные системы и  получить определенный опыт, который, возможно, будет полезен и интересен родителям, которые стоят перед непростым выбором: отпустить ребенка учиться за пределы Украины, отдать предпочтение отечественным высшим учебным заведениям или подождать до совершеннолетия и позволить ребенку сделать выбор самому.

Скажу сразу, я бы очень хотела, чтобы мои дети оставались со мной как можно дольше. Это нормальное желание каждой мамы. Но сильнее этого было еще одно желание – видеть своего ребенка неравнодушным, с горящими глазами, воспринимающего школу не как навязанную и скучную повинность, а интересное и увлекательное занятие. Многие из вас могут похвастаться таким положением вещей? Мы не могли. Поэтому возникла мысль что-то изменить.

Конечно, я не собираюсь убеждать, потому что выбор всегда очень индивидуальный и зависит в первую очередь от ребенка, но я могу поделиться своими впечатлениями и опытом. В нашем случае позитивным опытом. Поэтому для начала доводы в пользу выбора именно западного образования.

Три главных преимущества образования за рубежом:

— В первую очередь открытость, снятие границ и комплексов. Не сразу, конечно, но ваш ребенок становится «человеком мира», впитывает культуру, языки и традиции разных народов в органичной непринужденной среде.

Например, если твоя подруга  девочка-мусульманка, то ты не из книг понимаешь, что такое Рамадан и уважение к религии. Находясь в мультинациональной среде, ты не только поймешь сам, но и доходчиво обьяснишь другому, почему не надо называть негром  темнокожего мальчика.

10743789_600547293401499_1921493648_n

— Ребята взрослеют в реально демократической среде, где главным является личность и индивидуальность, а не статус или размер состояния родителей. Даже успеваемость, являясь, безусловно, важным фактором в зарубежных школах, не повлияет на отношение окружения к вашему ребенку, потому что всегда его человеческие качества будут важнее. Плюс к этому — доброжелательная и неформальная  атмосфера, воспитывающая уважение к преподавателям и взрослому миру в целом, не потому что так надо, а потому что он это заслужил .

— Уверена, что зарубежное образование качественнее адаптирует к самостоятельной жизни, учит принимать самостоятельные решения и, главное, отвечать за них. Это относится и к бытовым ситуациям, и к более  серьезным вопросам, например, выбору будущей профессии. Моему сыну в 15 лет показывают возможности, презентуют направления, объясняют, как те или иные решения отразятся на будущей профессиональной жизни. Сложно переоценить такую экспертную помощь в таком возрасте.

Конечно, есть определенные проблемы и трудности. Период адаптации, расстояние — лишь некоторые из них. Для меня большой проблемой было и остается отсутствие физического контакта, невозможность обнять ребенка в любой момент. Ментальную, информационную связь с детьми, благодаря современным коммуникациям, можно сохранить без изменений, было бы желание. Но я уверена, что отпустить — это не значит потерять. Мой опыт показывает, что связь с детьми становится даже прочнее.

Если же вы близки к позитивному решению, то, возможно, вам пригодятся несколько практических  советов.

10744663_600547046734857_2094257993_nПервое и главное – обучение за рубежом должно быть общим и осознанным желанием, но в первую очередь желанием вашего ребенка.

В нашем случае само решение продолжать учебу за рубежом – скорее,  воля случая. Мы катались на лыжах и по приглашению знакомых  заехали в небольшую международную школу. Уже с первых минут пребывания там стало понятно, что это совершенно иной мир, в корне отличающийся от нашей безликой и формальной системы среднего образования. Тот визит подтолкнул всех нас к размышлению о смене школы для дочки. Выбор сделали обдуманный, потратив на поиски и подготовку практически год. А по окончании школы дочка уже гораздо проще и уверенней выбирала университет и отдала предпочтение Великобритании.

Выбор школы для сына произошел в похожих обстоятельствах, во время визита в США. Мы получили максимум информации и впечатлений, а потом объективно и взвешенно принимали решение уже дома.

Второе – я бы отдавала предпочтение  учебному заведению с высокими учебными стандартами, реальным отбором студентов, в которых вопрос платы за обучение не является единственным условием зачисления. К сожалению, такие варианты тоже существуют, иногда без квалифицированной помощи образовательных агентов  разобраться во множестве альтернатив сложно. Поэтому  такую помощь не стоит игнорировать.

Третье – обращайте внимание на такие детали, как процент интернациональных студентов и, что особенно актуально, процент студентов – выходцев из стран СНГ. В последнем работает принцип: чем меньше, тем лучше.

10736227_600547353401493_2011077373_nЧетвертое – в процессе выбора важна  не только учебная программа и набор предметов, но и уровень и качество преподавателей. Мне, например, очень импонируют французы и англичане, работающие  в Америке. И очень интересный ход, когда второй иностранный (например, испанский) преподает не носитель испанского, а человек, который его  выучил, пройдя тот самый путь и преодолев те же трудности, которые только предстоят студенту. Манера подачи и уровень взаимного понимания гораздо выше, чем при традиционном подходе.

Пятое и самое важное. Я уверена, что университет — это уже поздно. Вовремя — это в ту же минуту, как только ребенок готов к этому морально и физически.

Часто поступление выпускника украинской школы в зарубежный университет превращается в модную и дорогостоящую четырехлетнюю тусовку и не более того. Подход к образованию и, собственно, учебе отличается очень сильно и, не  имея подготовительного опыта западной  школы, адаптироваться бывает очень сложно. Мотивы выбора будущей специальности у украинского и западного выпускника  совершенно разные. Поэтому, чем раньше ребенок попадает в среду, где его просто учат учиться и прививают это желание на всю жизнь, тем лучше для него. И для вас.

Главное, доверьтесь детям. Поверьте, что они, если не знают, то чувствуют, что им необходимо. Просто дайте им возможность попробовать.