Обучение детей финграмотности по возрастам: до 5 лет. Игры

Прикладные игры для знакомства малышей с миром финансов

08.04.2014

В прошлый раз мы детально разобрали теоретическую часть того, как правильно знакомить с деньгами малышей до пяти лет и начали осваивать практическую, самую понятную для деток методику — познание через игру. Сегодня предлагаю еще ряд «финансовых» игр для самых маленьких.

Игра «Магазин»

Цель игры: донести концепцию и предназначение денег, обучить денежным формам и величинам, приучить к аккуратному обращению с деньгами.

Необходимые материалы: яблоки или другие фрукты, монеты.

Суть игры:

Играем в магазин. Разложите на столе товар: например, яблоки. Попросите ребенка разложить их красиво «как на полке в магазине или на базаре» – например, вместе постройте пирамиду из яблок. Выдайте ребенку денежку: монетки и мелкие купюры.

Скажите: «Чтобы получить яблоко, дай мне монетку». Обменивайте одно яблоко на одну монетку, пока не закончатся все яблоки. Затем предложите малышу «выкупить» у него все яблоки обратно, предложив ему купюру. Объясните, что купюра «главнее» и ее можно обменять на несколько яблок.

Обсудите, какие предметы в вашем доме «стоят» монетку, а какие – банкноту (стакан – монетка, чайник – банкнота, салфетка – монета, стул – банкнота).  Обязательно предложите затем сложить денежки: монеты – в копилку или в коробочку, а банкноты – в ваш кошелек. Объясните, что банкноты нельзя мять и рвать, потому что их можно обменять на большие и полезные предметы. 

Игра «Делаем деньги – купюры»

Цель: изучить деньги как предмет с его физическими свойствами.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, клей, старые журналы, ножницы, скотч.

Суть игры:

Мастерим собственные деньги. Возьмите мелкую купюру. Вместе обрисуйте на бумаге ее форму. Обратите внимание ребенка на то, что на банкноте всегда есть «рисунок» и это всегда лицо человека. Вырежьте из журнала чей-нибудь портрет, наклейте его, предложите ребенку разрисовать оставшуюся часть самодельной денежки. Предложите «заламинировать» скотчем для прочности. В дальнейшем можно использовать как игровую денежку.

Игра «Мастерим шкатулочку»

Цель: изучить деньги как предмет с его физическими свойствами, обучить денежным формам и величинам, приучить к аккуратному обращению с деньгами.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, клей, старые журналы, ножницы, скотч.

Суть игры:

Расскажите ребенку, что все денежки – и настоящие, и те монетки и бумажные купюры, которые мы смастерили сами, – любят жить в порядке. Им нужен специальный «домик». У взрослых есть кошелек, а деткам нужна красивая коробочка.

Рассмотрите вместе ваш кошелек: в нем есть отделения для монет и бумажных денег.

Теперь смастерите шкатулочку для ребенка. Это может быть просто красивая коробка с перегородками или склеенные вместе несколько коробок одного размера.

Главное, чтобы ребенок был причастен к процессу производства хранилища для своих денежек и чтобы для разных типов денег были предусмотрены отдельные ниши.

Практика «Анализ сказок»

Цель: донести концепцию и предназначение денег «деньги во благо», обучить денежным формам и величинам.

Необходимые материалы: книги, фильмы с эпизодами, связанными с деньгами. Перечень рекомендованных книг и фильмов в зависимости от возраста:

  • «Муха-Цокотуха»
  • «Приключения Буратино»
  • «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»
  • «Серебряное копытце»
  • «Али-Баба и 40 разбойников»
  • «Неразменный рубль»
  • «Незнайка на Луне»

Суть практики:

Выберите сказку и посмотрите или прочтите ее вслух.

Теперь вы можете просто обсудить ее согласно предложенному ниже подходу или предложить ребенку нарисовать предложенного героя, а затем обсудить.

Примеры обсуждения:

«Как повезло Мухе-Цокотухе. Она нашла такую большую денежку, что смогла купить большой самовар, а не всего лишь одну конфетку, которую съела бы сама, но ей нечем было бы угощать друзей. А за большую денежку она купила большой самовар и пригласила к себе гостей пить чай вместе».

«Буратино хотел закопать в землю монетки, чтобы выросло дерево. Но ведь монетки – из металла. Они лежат у нас в коробочке и не прорастают. Лиса Алиса и Кот Базилио обманули Буратино, чтобы забрать его монетки, когда он пойдет спать. Поэтому денежки всегда нужно аккуратно складывать, чтобы они оставались в сохранности».

Итого: чему должен научиться ребенок к 5–6 годам

  1. Уверенно держать в руках монетки и бумажные деньги.
  2. Уметь складывать деньги в кошелек, знать предназначение разных отделений в бумажнике.
  3. Понимать ценность денег: их нельзя разбрасывать, мять, рвать.
  4. Осознавать, что деньги можно обменивать на желаемые предметы.
  5. Понимать, что на бумажную денежку можно получить больше предметов или больший предмет.
  6. Знать, что денежки побывали в руках у многих людей, их нельзя брать в рот, а после того, как подержали их в руках, руки нужно мыть.