Обучение детей финансовой грамотности по возрастам: 9-11 лет

Учимся тратить и распоряжаться карманными расходами

17.07.2014

Мы уже рассматривали особенности обучения детей финграмотности как в самом юном возрасте — до 5 лет, так и для более старших — 6-8 лет.

Период развития ребенка 9-11 лет характеризуется:

—          быстрым физическим ростом;

—          осознанием своего «я»;

—          первыми попытками самовыражения и проявлением независимости;

—          развитием общественного сознания;

—          формированием первых увлечений, не связанных со школьной учебой;

—          усилением отождествления себя со сверстниками.

К этому времени дети поняли простые правила поведения в магазине, денежные величины и базовую концепцию цены. Соответственно в это время стоит развивать такие финансовые навыки:

—          умение делать покупки, сравнивая товары;

—          умение подсчитать сдачу;

—          понимание взаимосвязи между временем и деньгами;

—          проявление инициативы и предприимчивости;

—          понимание стоимости вещей;

—          формирование представления о заработанных деньгах;

—          умение сводить баланс своих доходов и расходов.

Карманные расходы в 9–11 лет

Остаток. Оговаривайте сразу, что следует делать с деньгами, которые остались после целевых покупок. Например, нужно оговорить, позволяете ли взять остаток себе как часть карманных денег.

Табу. Составьте список «запретных» покупок: например, сигареты. При этом не стоит навязывать ребенку свое мнение, что он должен себе купить на деньги, которые ему даются в личное пользование. Покупая себе жвачки, конфеты и т.д., дети приобретают важный опыт культуры покупателя, опыт самостоятельного выбора товара, анализа между прошлыми покупками и последним выбором и т.п. Они должны сделать свои ошибки в этом возрасте.

Не хватило денег. Если ребенку на что-то не хватило денег, не спешите добавлять. Сначала помогите рассмотреть альтернативы (поход в кино вместо аквапарка), но если ваша финансовая помощь действительно нужна — давайте в долг, заранее согласовав сроки возврата или, например, перезачет в следующем месяце при выдаче карманных денег. Оговорите, что это исключение и расходы нужно планировать точно.

Не пройдя через эту стадию в раннем возрасте, ошибки в обращении с деньгами в будущем будут иметь более серьезные последствия.

Очень важно закрепить знания прикладными играми.