Ошибки и правила самопрезентации

Лучший экспромт - безупречно подготовленный экспромт

«Вы должны продать себя, прежде чем начнете продавать свой продукт или услугу». Эта фраза принадлежит Франку Боргу, тренеру и коучеру по продажам и ораторскому искусству.

Я давно пришла к заключению, что первоклассному продажнику абсолютно все равно, что продавать. Достаточно знать, как искусно проводить самопрезентацию, найти свою харизму и отлично знать свой товар или услугу. Это то, что делает продажи результативными, а продавцов успешными.

Европейские тренеры по продажам большую часть времени уделяют навыкам ораторского искусства и самопрезентации. При этом акцент смещается со всевозможных техник на умение вовлекать, удерживать внимание и воодушевлять аудиторию.

Итак, продать себя — это значит наилучшим образом представить себя и вовлечь внимание слушателей. И на это у вас всегда будет три минуты. По моим наблюдениям, большинство людей в Украине не умеют себя презентовать. Часто самопрезентация лекторов выглядит смазанной, неубедительной или вообще отсутствует. В свою очередь соискателям сложно в три минуты представить свои сильные стороны и таким образом продать свои профессиональные навыки.

Хочу поделиться с вами своими советами, как сделать успешной и продающей свою самопрезентацию.

Никогда не начинайте и не заканчивайте коммуникацию самопрезентацией

Для этого придумали small talk. Планируя переговоры с клиентом, продумайте темы для начала дискуссии. Стандартно используются общие темы о погоде, о природе. Я бы рекомендовала не использовать стандартные затравки, а искать креативные решения. Презентацию тоже хорошо начинать с интересной истории или с мини-опроса, интересного факта. Используйте первые три минуты по максимуму и помните, что именно в этот момент вы продаете себя. А лишь потом переходите к самопрезентации.

Другая крайность, когда спикер заканчивает свое выступление самопрезентацией. В конце выступления время подвести итоги всего сказанного, показать практичность тезисов или рассказать интересную историю, пригласить к действию. Заканчивать выступление надо исключительно на высокой энергетике.

Изучите свою аудиторию

Вы должны очень хорошо знать ценности вашей аудитории и именно на них построить свою самопрезентацию. Не стоит перечислять все свои достижения, остановитесь только на тех, которые будут важными для ваших слушателей в каждой конкретной ситуации. В формальных ситуациях акцент стоит делать на профессиональных достижениях, тогда как для неформальных встреч данная информация будет лишней. Очевидно, что ваши дипломы и их количество не будут интересны участникам конференции, а вот информация о реализованных проектах по теме выступления будет своевременной.  Каждый раз, в зависимости от аудитории слушателей, ваша самопрезентация будет трансформироваться.

Табу на использование шаблонной самопрезентации

Невозможно подготовить текст для самопрезентации на все случаи жизни. Каждый раз вы должны работать над текстом самопрезентации наравне с подготовкой ключевых вопросов вашего выступления. В эпоху глобальной эволюции ценностей и сообщества, будет большой ошибкой использовать шаблонные тексты, которые не будут интересны слушателям. Помните, как только слушателю станет скучно вас слушать, он тут же воспользуется своим гаджетом, и вернуть его вам уже не удастся. Как говорит выдающийся эксперт в области межличностных коммуникаций Аллан Пиз: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление».

Будьте искренними и улыбайтесь

Еще в 1971 году американский психолог, профессор Калифорнийского университета Альберт Меграбян в своей научной работе опубликовал теорию тихих сообщений (Silent Massages), которая раскрывает значимость вербальных и невербальных сообщений в коммуникациях. Профессор установил эмпирический факт, который часто называют «7-38-55». Он доказал, что решающим фактором в коммуникациях является язык тела. Всего 7% играют роль слова, 38% — то, как говорятся слова, а вот решающий фактор — «выражение лица» — составляет 55% успешных коммуникаций. Таким образом, слова лишь выражают то, что вы планируете рассказать, а вот истинное значение слов выдает то, как вы их произносите. Другими словами, абсолютно не важно, что вы говорите, важно то, как вы это делаете. Тренируйте свою самопрезентацию до тех пор, пока вы сами не почувствуете, что вам это интересно слушать.