Глазами детей: 4 ошибки родительской любви и 4 способа их исправить

Опыт 23-летней Татьяны Бухановой

22.08.2018

Татьяна Буханова, со-организатор IT-конференции Fwdays

Кажется, саму идею этой статьи я вынашивала в себе уже давно, собирая свои взгляды на это крупица за крупицей, из разных ситуаций, разговоров, картинок и постов. Но недавно моей племяннице стукнул год, и она пошла. Точно в свой день рождения. И тут я поняла, что больше всего в своей жизни я бы не хотела пропустить вот эти маленькие первые неуверенные шажки такого большого человека. Особенно, когда это будет мой собственный ребенок. Поэтому я хочу поговорить о родительской любви и ошибках. Чую критику в свой адрес — детей-то у меня нет. Но мне 23, и память о моем детстве еще совсем свежа, так что это будет, скорее, колонка себе в будущее (той хорошей маме, которой я надеюсь стать, хотя мечта о 40 котах все еще теплится в моем сердце).

Ошибка #1: «Золотые дети»

Ошибка. Я была хорошим ребенком: прилежно училась, посещала кружки, танцевала, читала, вышивала крестиком, вязала, ухаживала за домашними животными. В общем, золото, а не ребенок. И мне никого не ставили в пример. Только однажды, когда родители это сделали (невзначай), это засело у меня в голове на долгие годы. Настолько долгие, что та «чудесная девочка» из соседской семьи, которую мне поставили в пример, — та самая, которая и на танцы ходит, и учится хорошо, и сама симпатичная и волосы шикарные, и с мальчиками не гуляет, — обрезала свои волосы, чуть не вышла замуж в 18, чуть не бросила училище и начала покуривать тайком.

Совет. Не ставьте своим детям в пример других детей, особенно, если они «золотые» со слов их же родителей. Вы никогда не знаете, чем этот ребенок живет, даже если его расхваливает три поколения его семьи. Дети ведут себя с родителями совсем иначе, нежели друг с другом, поэтому по отношению к вашему ребенку ребенок-ролевая модель может быть вовсе не так хорош — он может задирать, обижать, насмехаться, а при взрослых быть паинькой. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был мотивирован, не стоит его мотивировать таким образом. Лучше помогите ему развиваться в том, в чем он станет самым «золотым», прежде всего, для себя, а потом уже для вас.

Ошибка #2: «Делай уроки!»

Ошибка. Я всегда хорошо училась — мне все давалось легко. Я тратила на уроки от силы час и выглядело это так: включенный телевизор, социальные сети, еда на столе, и где-то там еще учебники. Маме такой расклад, конечно же, не был по душе, но, со временем, она смирилась. Оценки у меня все равно были хорошие. Главное же результат. А еще мне нравилось учить иностранные языки. Я хотела освоить 7 языков. В итоге свободно говорю только на английском. Родители негодуют, как же так! Но я прекрасно понимаю, что, если мне сильно понадобится испанский или немецкий, я доведу его со своего базового до разговорного за 3 месяца. И я рада, что меня эти языки не заставляли учить изо дня в день. Кому-то так же легко давалась математика и логарифмы. А кому-то нравилось играть в Sims, а потом учиться на архитектора или дизайнера. Но родители считают, что ребенок обязан концентрироваться на выполнении заданий и параллельно не может заниматься чем-то другим.

Совет. Каждому дается что-то свое, не нужно заставлять ребенка читать 100 страниц в день про электромеханику лишь потому, что соседский Алик — электромеханик и заработал миллион. Просто помогите ребенку не отставать в том, что дается не так легко, а не ругайте за двойки. И поощряйте его в том, что ему действительно нравится. Да и вообще, желательно выяснить, почему ребенку что-то не удается. Может, он просто не понял пример три урока назад и теперь отстает. Или, может, у него дислексия, а учительнице по литературе это не нравится.

Ошибка #3: «Так надо»

Ошибка. Недавно я выступала перед детьми 8 класса и рассказывала о моей работе. Было много вопросов, особенно вот таких: «Зачем мне вообще учиться?», «Зачем мне ненужны физика, химия и т.д.?». Потом я долго размышляла, почему у детей возникают такие вопросы. И поняла: потому что никто им этого не объясняет. Никто не скажет, что тебе нужно разбираться в химии хотя бы для того, чтобы не залить таблетку парацетамола алкоголем. Или биология, чтобы не сжечь себе волосы перекисью, пытаясь стать суперэффектной блондинкой. Или история, чтобы понимать, почему в Израиль после посещения Египта могут и не пустить с одним и тем же паспортом. Или математика и физика, чтобы считать, как далеко от тебя ударила молния (это увлекательно, поверьте. Особенно, когда ты в поле под деревом, а до ближайшего дерева — километра 4, и ты — это самое высокое, что есть в этом радиусе). Ну или биология и физика, чтобы не купить у бабушки в переходе творожок, любовно окутанный тяжелыми металлами. Или физика, чтобы повесить карниз, который выдержит твоего семикилограммового кота! Обычно, взрослые отмахиваются и говорят: «Если в школе учат, значит так надо».

Совет. Все дети разные, но никто не любит делать ненужные вещи. Если вы считаете, что ребенку действительно нужно знать математику или историю, — просто объясните вместо того, чтобы ругать, зачем это, собственно, ему нужно. (Желательно, сначала аргументировать это себе. Может, действительно для ребенка не так уж и важна какая-нибудь ботаника?).

Ошибка #4: «Ты без меня не сможешь…»

Ошибка. Мама одной моей одноклассницы не разрешала гулять по вечерам, а когда дочь закончила школу, запретила съехать с квартиры, чтобы иметь возможность жить самостоятельно. Да что уж, из родительского гнезда одноклассница улетела только после свадьбы (уверена, что борьба была до последнего).

Поделюсь своим примером: с 14 лет я живу самостоятельно. Мы с мамой приехали в Киев из маленького городка, когда я была в 4 классе. Мама жила со мной до 9 класса, а потом сказала: «Знаешь, так мне надоел твой Киев, я возвращаюсь обратно». В итоге за два года жизни без присмотра родителей я научилась готовить, правильно распределять финансы, оплачивать коммунальные услуги, самодисциплине (в школу меня больше никто не будил по 4 раза), ну и убираться в квартире за 30 минут до идеальной чистоты (ну вы понимаете, мама же приезжала иногда). Однажды, когда я училась уже в 11 классе, мама пришла с родительского собрания и рассказала, как возмущенно на мою одинокую жизнь отреагировала одна из мам учеников. Она сказала: «Как? Она же ребенок! Да как вы могли вообще? Хаос, разруха, безответственность!» Мама спокойно объяснила ей, почему родители разрешили мне жить одной. На что в ответ получила: «Вам хорошо говорить, ваша Таня хорошая!» А ваша Маша что, плохая?

Совет. Давайте детям самостоятельность, и они себя проявят. Даже если вы считаете, что ваш ребенок не самостоятелен — научите его, помогите ему. Но гиперопека тут не поможет. Как и мнение, что ребенок «от рук отбился, не учится, и вообще дома его запереть нужно». Как и осуждение «ты безответственный». Не нужно так поступать, — сделаете только хуже.

Фрагмент фото: Рания Матар

— Читайте также: Resistance: 4 стратегии преодоления газлайтинга

Новини партнерів