Почему люди страдают, не включая мозги: Объясняет философ Оскар Бренифье

И как эту проблему решает умение задавать вопросы

18.05.2018

Кому-то Оскар Бренифье известен как детский философ, кому-то — как писатель, а для кого-то он — мастер задавать неудобные, но настоящие вопросы. В начале июня философ, чьи книги переведены на десятки языков, приедет в Киев, чтобы представить свои книги на украинском, а также даст несколько мастер-классов и лекций для родителей и педагогов. В эксклюзивном интервью Бренифье объясняет, почему люди не любят вопросы, как научиться получать желаемое и из-за чего паникуют родители, читающие его книги.

Люди любят пустословить о всякой ерунде. Это то, что они делают постоянно. Сидят, к примеру, в баре, потягивая напитки, и говорят-говорят-говорят. Все, чего они хотят, — говорить. Я же прошу их думать. А когда я прошу людей думать, они впадают в уныние. Они говорят: «Ну нет, вы заставляете меня напрягаться. А я не хочу думать. Это слишком тяжело. Мыслительный процесс заставляет меня убедиться в том, насколько я глуп, и показывает, насколько я ограничен». И естественно, что все это не делает человека счастливым. Люди зачастую не сознательны. Когда же ты заставляешь их быть сознательными, они начинают противиться, оправдываясь: «Да я всегда такой». Но это вранье. И лгут люди очень часто.

Осознание глупости как путь к умению мыслить

Согласно Сократу, нет никакой проблемы, если ты принимаешь свое высокомерие и невежество. Беда в том, что большинство людей хотят выглядеть умными. Сократ говорил, что когда ты осознаешь свою глупость, тогда ты начинаешь думать. А когда ты думаешь, что ты умный, ты не думаешь. Вот почему люди не любят вопросы. Они заставляют осознать собственное невежество. Но мыслительный процесс и вопросы могут качественно изменить жизнь людей. У людей возникают желания, но часто они не знают, чего хотят. Они знают, что чего-то хотят, но не осознают чего именно и почему. Из-за этого они страдают, разочаровываются, впадают в фрустрацию.

Пример

Допустим, люди часто говорят, что хотят любви. На самом деле, они хотят обладать, и когда у них это не выходит, они начинают грустить. Платон выделял два типа любви. Первая — обладание. И если люди говорят, «моя любовь», «мой ребенок», «мой муж», «моя девушка», — это тревожно, потому что это про обладание. Вторая любовь — небесная, и в этом случае желанию обладать просто нет места. Люди должны отдавать себе отчет в том, чего хотят. Так у них появится шанс получить желаемое. Беда в том, что многие люди не умеют любить себя. Чтобы полюбить другого человека, нужно сначала полюбить себя. Большинство людей ощущают себя несчастными, потому что их съедает жадность. Они вечно не удовлетворены, желают большего и не любят себя, потому что хотят быть идеальными. Это как в сказке о рыбаке и золотой рыбке, где старуха была неуемной в своих желаниях. И в конце концов она осталась у разбитого корыта. Она не любила себя. И к мужу, соответственно, относилась ужасно. Так что людям стоит начать с того, чтобы научиться себя принимать и перестать быть жадными.

Вопрос как искусство

Когда вы задаете вопрос, ничего не объясняйте. Просто задайте вопрос и смотрите, что произойдет. Если ваш собеседник не может дать ответ, тогда поясните. Если же вы за раз задаете по несколько вопросов, учтите:

1. Люди их не запоминают.

2. Вы показываете им, что не верите в то, что они могут вас понять.

3. Таким образом вы хотите самоутвердиться, показать свой уровень интеллекта.

Задавать вопрос нужно так же, как делать подачу в теннисе! Когда вы подаете мяч, вы же не бежите за ним. Так и тут: просто задайте один вопрос и наблюдайте, что будет дальше.

Пример

Я учу людей искусству спрашивать через простые вопросы. К примеру, почему ты со мной говоришь? Чего ты хочешь от меня? Твоя жизнь стоит того? Вопросы о простых вещах. Но люди, к сожалению, задают скучнейшие вопросы. Какая погода в Париже? Как прошел твой полет? Это же ужасно. Задайте настоящий вопрос! Например, почему ты до сих пор не убил себя? Вот это хороший вопрос.

Ответ как индикатор уверенности

Мышление — это про умение рисковать. Знания — про безопасность, уверенность. И люди хотят быть уверены в своем ответе на все 100%. Не нужно. Жизнь требует умения рисковать.

Пример

Приезжая с лекциями в университет, я задаю вопросы студентам, а они начинают нервничать. Свою неуверенность они демонстрируют, ставя уточняющие вопросы: «Что вы имеете ввиду?» Бросьте! Просто ответьте на дурацкий вопрос! Ответьте, вместо того, чтобы так волноваться. Рискните! Это и называется мыслительным процессом.

Я за то, чтобы в образовательной системе упор делали на мыслительном процессе, а не на знаниях. В университетах студенты не знают, как это — думать. Вместо этого они просто зазубривают информацию. Мое мнение: чем раньше детей научить размышлять, тем лучше. Почему родители паникуют, читая мои книги? Потому что они слишком долго ходили в школу, где им промывали мозги. В школе учат, что правильный ответ может быть только один. Сколько будет 2+2? Четыре! Столица Англии? Лондон. Я же в своих книгах поднимаю вопросы, на которые может быть и пять, и шесть разных ответов. И родители не знают, какой же из них верный! Они открывают книгу с конца, ищут «правильный» ответ и не могут поверить, что ответов может быть несколько, а одного-единственного верного нет. Ответ приходит, когда ты начинаешь думать! На самом деле, это мой подарок родителям и детям, — вызвать размышления, правда, они это так не расценивают.

2 июня Оскар Бренифье проведет семинар «Искусство задавать вопросы», который пройдет по адресу: Новопечерская школа, ул. Драгомирова 9б, Киев.

Материал подготовлен на основе интервью Марины Никольчевой

— Читайте также: Оскар Бренифье: «Мы учим своих детей врать с малых лет»