Поколение Z: Жизнь с эффектом Photoshop

Что ждет сегодняшних тинейджеров завтра

Когда люди говорят о подростковой культуре, они часто подразумевают бунтарство, выпивку, наркотики, сексуальную раскрепощенность, вечеринки и вызывающую моду. Так было до 2000-х. Но внезапно что-то изменилось. Что именно? Об этом рассказывает британская журналистка и исследовательница Хлои Комби, автор книги о поколении Z, основанной на интервью с тремя тысячами его представителей.

В 2000-е появился интернет в том виде, в котором мы знаем его сейчас. Он стал частью жизни. И в то же время формировалось поколение Z. Вскоре появились новые медиа, которые вытеснили старые — газеты, журналы. Их влияние стало огромным: YouTube-блогеров считают новыми рок-звездами, а один пост Кайли Дженнер в Instagram стоит несоизмеримо больше, чем реклама на первой полосе New York Times. YouTube, Twitter, Instagram, Twitch — информационный мир, в котором живет поколение Z. Они и потребители, и создатели медиа. В чем же отличительная черта представителей этого поколения? Они никогда не знали мира без интернета.

Какие они?

Им примерно от 13 до 23 лет, они дети представителей поколения X, то есть первые дети, у которых достаточно либеральные родители. Они очень избирательны в своей социальной активности и проводят вне дома не так много времени, потому что могут пообщаться с друзьями или узнать что-то новое не выходя из своей комнаты. К сексуальным связям тоже относятся достаточно сдержанно. Статистика показывает, что случаи незапланированной беременности и заражения ВПП встречаются значительно реже среди современных подростков, чем это было, скажем, в 90-е. Они несут социальную ответственность — поддерживают права ЛГБТ-сообщества и идеи феминизма, а еще в их среде популярно вегетарианство и использование экологичных товаров.

«Зеты» очень заботятся о своем имидже. Это проявляется в том, как они используют фильтры. Не только для забавы, а потому что фильтры им льстят. Создают как бы «улучшенную версию» человека. Они идентифицируют себя не с тем, как они выглядят в действительности, а с этим виртуальным образом. Именно поэтому набирают популярность бьюти-продукты с приставкой «Photoshop-эффект».

Для них важен тот опыт, который хорошо выглядит в соцсетях. Например, прыжки с парашютом. Люди иногда садятся в самолет, просто чтобы сделать фотографию с парашютом на фоне открытого люка, а потом закрыть его и пойти на посадку.

Они невероятно толерантны, далеки от бинарного гендерного подхода. То есть ничего не имеют против разделения на мужчин и женщин, но не считают его единственно верным и обязательным.

«Зеты» не зациклены на то, чтобы построить карьеру, скорее, стремятся попробовать себя в разной работе. Это заставляет их ставить под вопрос необходимость высшего образования.

Если поколение Х жило путешествиями, то их дети намного меньше к этому стремятся из-за идеи о том, что мир — это страшное место. На самом деле мир не стал опаснее, просто они читают больше новостей о нем.

С какими проблемами им придется столкнуться?

Противопоставление свои/чужие

Люди очень долго верили в то, что если кто-то выглядит не так, как ты, молится не так, как ты, то он — твой враг. И они неспособны понять противоположную точку зрения, делят мир на черное и белое. «Зетам» придется бороться с этими установками.

Экологическая катастрофа

Изменение климата может стать необратимым через 9 лет — все больше детей страдают от астмы в регионах, загрязненных токсичными отходами. появляется все больше пластиковых островов. Решать эти проблемы придется поколению Z.

Экономический кризис

Им предстоит столкнуться с безработицей и с тем фактом, что старшее поколение не готово поддерживать младшее в экономическом плане, потому что само нуждается в помощи.

Токсичность онлайн-жизни

Жители силиконовой долины ограничивают своих детей в использовании интернета. Те же, кто создал Twitter и Instagram, хотят защитить от них своих детей. Потому что они захватывают сознание. Когда ребенок только начал сидеть и уже знает, как листать страницы на айпаде, это пугает. Как технологии изменят человечество в ближайшем будущем, остается только догадываться.

Что мы можем для них сделать?

К 2019 году поколение Z будет составлять 33% населения планеты. Пора достичь равенства в вопросе поколений. Нельзя жить в мире, в котором все достается только старшим, а молодым приходится бороться за свое место. Мы говорим о сексизме, расизме, но почему-то игнорируем эйджизм.

Если мы хотим помочь зетам построить их жизнь, нам нужно инвестировать в образование и сделать его доступным для всех на равных, независимо от происхождения. Их нужно научить жить без девайсов и привить интерес к чтению. Но вместе с тем важно дать им свободу, доступ к участию в политической жизни и к высшей власти. Перестать держаться за идею о том, что только опытный человек может быть лидером. Иногда активность, умение принимать решения и развиваться могут принести лучшие результаты. Зетам жить в этом мире, мы должны позволить им его построить.

Подготовила Оля Полякова

Услышать больше историй от украинских подростков вы сможете на всеукраинской конференции уникальных тинейджеров «Завтра__» 24 ноября в Киеве.

Программа мероприятия

— Читайте также: TeensForShe: Почему поколение Z выступает за гендерное равенство

Мы в Facebook