«Пользуясь услугами зависящих от системы педагогов, мы учим детей мыслить по шаблону»

Ценные мысли философа Джидду Кришнамурти об образовании

шаблонное образование
24.11.2015

circleЕще в 20-х годах прошлого века индийский философ Джидду Кришнамурти пришел к тому, что современное образование утопично наполняет нас фактами и теориями, не уделяя должного внимания самопознанию. Своим видением системы образования, истинных педагогов и школе будущего Кришнамурти поделился в труде «Образование и смысл жизни», сторонники которого до сих пор содержат и создают независимые школы в Индии, Англии и США.

О смысле и главной цели образования

Главная функция образования состоит в том, чтобы помочь каждому человеку осознать препятствующие самопониманию психологические барьеры, а не просто навязывать ему новый шаблон поведения или способ мышления. Образование не должно поощрять конформизм или заставлять личность противостоять обществу. Оно должно помочь человеку обрести подлинные ценности, которые появляются благодаря непредвзятому самоанализу и самоосознанию.

Современное образование, развивая интеллект, преподносит все больше теорий и фактов, не заботясь о понимании целостности человеческого существования. Мы чрезвычайно интеллектуальны. Но, развив изощренные умы, мы попадаем в плен определений. Интеллект удовлетворяется теориями и определениями, разум — нет. Для того чтобы постичь тотальность процесса жизни, необходимо соединить силу ума и сердца в действии. Разум неотделим от любви.

О педагогах с большой буквы

Чтобы воспитать настоящего педагога, необходимо помочь ему понять самого себя, и это является поистине тяжелейшей из задач, ибо большинство из нас порабощены шаблонным мышлением и поведением. Каждый из нас уже служит какой-нибудь идеологии, религии или ведет определенный образ жизни. Именно поэтому мы учим детей, о чем нужно думать, а не как это делать.

Истинный педагог — это человек, обладающий несметными внутренними сокровищами, поэтому он ничего не просит для себя. Он лишен честолюбия, поэтому ему не нужна никакая власть. Он не стремится своей деятельностью добиться положения или стать авторитетом, поэтому он не управляется обществом и не контролируется правительствами. Такие учителя являются зачинателями просвещенной цивилизации, ибо истинная культура создавалась не инженерами и специалистами, но учителями. Педагог не просто поставщик информации. Он тот, кто указывает путь к мудрости, к истине.

Учителями становятся ради того, чтобы обогатить детей внутренне и дать им представление об истинных ценностях. Учителями становятся ради того, чтобы помочь учащемуся найти свое призвание и избежать тех профессий, которые сеют вражду между людьми. Учителями становятся ради того, чтобы помочь молодежи прийти к самопознанию, без которого невозможны ни мир, ни счастье на земле. Учителями становятся не ради самореализации, а ради самоотречения.

О воспитании

Воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их. Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание. Педагогика же есть наука о том, каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей. Если мы действительно хотим сделать молодежь восприимчивой, мы сами должны быть чувствительны к прекрасному и безобразному. Мы должны использовать каждую возможность, чтобы научить ребенка видеть прекрасное не только в тех предметах, которые создал человек, но и в природе, частью которой мы являемся.

Если мы хотим воспитать ребенка здравомыслящим и восприимчивым настолько, чтобы он мог сам разобраться со всеми этими нелепыми предрассудками, нам необходимо пребывать с ним в тесном контакте. Нужно разговаривать с ним об этих вещах, пусть он привыкает к разумному общению. Необходимо также развивать в ребенке дух искательства и недовольства, который заложен в нем изначально, помогая ему таким образом самостоятельно выяснить, где правда, а где ложь.

О школах

Создавая громадные учебные заведения и пользуясь услугами зависящих от системы педагогов, не способных оказать должного внимания и поддержки каждому ученику, мы поощряем учащихся заниматься банальным отбором фактов, развитием способностей и учим их мыслить механистически, по шаблону. Конечно же, ни одно из этих умений не поможет ученику стать целостной личностью. Применение системы даже самыми чуткими и думающими педагогами может дать некоторые результаты, но никогда не принесет разума. Очень важно, чтобы в классе было немного учеников и педагог мог уделить максимум внимания каждому ребенку.

- Читайте также: Михаил Казиник: «Забирать у детей детство, чтобы сообщать им кучу информации, — это преступно»