Последовательная сознательность: Этап «Сертификаты органики»

Мировые и национальные

Последовательная сознательность: Этап "Сертификаты органики"
22.01.2019

Одним из важных постулатов здорового образа жизни является здоровое питание, потребление органических продуктов, которые улучшают качество нашей жизни. Мода на органику растет и распространяется, все чаще мы видим пометки на пищевых продуктах об их органическом происхождении. Ключевой вопрос состоит в том, что не каждая такая пометка означает реально органический статус еды. Поэтому мы решили разобраться в самых популярных стандартах органического производства.

В отличие от эко-лейблов, стандартов, распространяющихся на упаковку того или иного продукта, лейблы органики — это стандарты, распространяющиеся на пищевые продукты. Список требований, прописанных в этаких стандартах, касается самых разных аспектов и этапов выращивания растений или животных. В него входят такие общие пункты:

  • Запрет на использование химикалий, ускорителей роста, определенных видов удобрений земли при выращивании растений.
  • Запрет на использовании генетически модифицированных семян.
  • Использование только тех земель, на которых не применялись химические удобрения на протяжении как минимум трех лет.
  • В выращивании животных ряд требований к кормам, селекции и условиям выращивания.
  • Тщательный учет и документация производства и продаж.
  • Жесткое разделение при хранении органических и неорганических продуктов.
  • Прием регулярных инспекций.

На эти общие условия накладываются специфические параметры регулирования, которые прописываются в разных странах для лейблов органики.

Европейский стандарт «Евролист» / EU Organic Farming

Текущая сертификация органики в Евросоюзе была утверждена в 2010 году, и ее требования базировались на датской системе требований к питанию, считающейся самой качественной в Европе. Если вы видите «евролист» на продукте, это значит, что как минимум 95% его состава — органические, выращенные из местных семян, а если это животные, то они выращивались на свежем воздухе и ели органический корм. Сектор органики в ЕС растет семимильными шагами: на данный момент сертификацию прошли более 186 тысяч фермерских хозяйств, и каждый год площадь огранических угодий вырастает на полмиллиона гектар.

Американский стандарт / USDA Organic

В США сертификацией органики ведает Департамент сельского хозяйства, который запустил лейбл USDA Organic в 2002 году. Он строгий, так как участники рынка должны особенно четко выполнять условия выращивания продуктов. Сертификация разделена на три уровня, самый высокий — 100 Percent Organic, он обозначает, что абсолютно все ингредиенты продукта должны быть сертифицированы как органические. Второй уровень — Organic — обозначает 95% органических ингредиентов (кроме воды и соли), остальные 5% могут быть неорганическими, только если органических нет на рынке либо они есть в специальном «Национальном списке». Третий уровень USDA Organic, самый «легкий», — “Made With” Organic — требует 70% органических ингредиентов, остальные могут бить неорганическими, но без использования генетического инжиниринга в производстве.

Немецкий стандарт / Bio-Siegel

Внедренный в 2001 году, этот немецкий стандарт распространяется на те пищевые продукты, которые соответствуют нормам Евросоюза к органике, причем это касается не только методов выращивания и сбора продуктов, но и их обработки, хранения и продвижения. Лейбл Bio-Siegel выдается добровольно и бесплатно, и ныне его используют 4 917 компаний на 76 664 продуктах. Использование лейбла нужно согласовывать с немецким офисом, а те фирмы, которые делают это несанкционированно, могут получить штраф 30 тысяч евро.

Японский стандарт / JAS

В Японии сертификацией органики, которая называется Yuuki, занимается независимая компания JONA, она работает как на внешние рынки, так и на внутренний. Лейбл JAS был внедрен в 1993 году именно для внутреннего японского рынка. Тех, кто намерен пройти сертификацию, классифицируют по пяти категориям — фермеры (земледелие и животноводство), производители продуктов, фасовщики готовых продуктов и импортеры. При этом сертификации не подлежат морепродукты, алкогольные напитки и мед, для этих категорий в стране используются стандарты других организаций. Чтобы получить сертификат, компания должна стать членом JONA и платить ежегодные взносы, от 20 до 120 тысяч йен.

Итальянский стандарт / ICEA

Расположенный в Болонье Институт экологической и этической сертификации работает глобально. Его география распространяется на всю Европу, а сферы заинтересованности не ограничиваются лишь пищевыми продуктами, но и покрывают косметику и бытовую химию, текстиль, устойчивый туризм и урбанизм, строительство и рециклируемые предметы, социальную ответственность и ответственное отношение к лесам. С ICEA работают 14 тысяч компаний, при этом Институт, кроме практики, занимается и фундаментальными исследованиями в области органики.

Французский стандарт / AB (Agriculture Biologique)

Французы очень ратуют за органическое производство еды, поэтому они довольно рано стали обращать на это внимание и учредили национальный стандарт АВ в 1985 году. Компании, претендующие на этот сертификат, должны соблюдать жесткие условия, как национальные, так и общеевропейские. В сертифицированных АВ продуктах 95% ингредиентов должны быть органическими, не должно быть ГМО, производители должны заботиться о почве и климате, а также благосостоянии животных, которых выращивают. На начало 2017 года 32326 французских ферм прошли сертификацию органического производства.

Украинский стандарт / Органік Стандарт

«Органік Стандарт» — международный сертификационный орган, основанный в 2007 году украинскими представителями органики и Швейцарией, он работает не только в Украине, но и других постсоветских странах. «Органік Стандарт» проводит сертификацию производителей различных продуктов, включая пчеловодство, сбор дикорастущих культур и аквакультуры, а также предоставляет инспекторов для проверки ферм на соответствие стандартам. Действующие сертификаты «Органік Стандарт» имеют 502 фирмы из разных стран.

Британский стандарт / Soil Association

Помимо «Евролиста» в Великобритании большую популярность имеет лейбл Soil Association, независимой организации, пекущейся не только о еде и напитках, но и о безопасности окружающей среды в широком смысле. Как заявляет организация, у нее критерии отбора еще строже, чем у европейских, к примеру, подающим заявки компаниям необходимо не только придерживаться стандартов органического производства, но и заботиться о сохранении экосистемы, ландшафта, обеспечивать качественные условия труда для работников и предоставлять покупателям максимальную информацию о своем продукте. Soil Association была основана давно, в 1946 году, и ныне работает с более чем 6000 хозяйств по всей стране.

Мировой стандарт / ECOCERT

Группа ECOCERT — еще одна французская инициатива, основанная в 1991 году. Однако она очень быстро разрослась, и теперь ECOCERT имеет 26 региональных офисов и работает в 130 странах мира, включая Мадагаскар, Сингапур и Чили с Колумбией. Изначально эта компания специализировалась на инспектировании и сертификации фермерских хозяйств, однако с 2000 года расширила сферу деятельности и проверяет косметику, освежители для дома, различные типы пространств, включая спа, а также производство спирулины и пищевых добавок. Присоединиться к ECOCERT можно добровольно.

Будущий стандарт / Органічний продукт

Еще один украинский сертификат, который предполагается к внедрению в будущем. Его продвижением заняты представители органик-рынка нашей страны — они уже утвердили название и логотип лейбла, однако впереди еще много работы по гармонизации законодательства. Еще предстоит принять «Проект Закону про основні принципи та вимоги до органічного виробництва, обігу та маркування органічної продукції», № 5448 від 24.11.2016, который уже прошел комитеты Верховной рады и предложен к рассмотрению в конце прошлого года. Также необходимо имплементировать в Украине положения европейских стандартов касательно органической продукции, чтобы наш стандарт соответствовал международным нормам.

Иллюстрации: Анна Удовенко

Узнать больше о sustainability-решениях для бизнеса и о том, как внедрить концепцию 5R, призванную сократить количество генерируемого мусора, вы сможете на Sustainability Марафоне. 31 января спикеры мероприятия расскажут о самом прогрессивном и эффективном, что их бизнес сделал в 2018 году в отношении устойчивости, и «просеют» сделанное через 5R.

Марафон состоится 31 января 2019 года по адресу: Киев, ул. Антоновича, 52, ДЕПО конференц-холл. Ознакомиться с программой вы сможете тут.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ (для бесплатной регистрации используйте промокод: ECO-BOOM)

— Читайте также: Последовательная сознательность: Этап личных практик потребления