Последовательная сознательность: Этап «Эко-сертификация»

Какие бывают экомаркировки и что они значат

Последовательная сознательность: Этап "Эко-сертификация"
27.01.2019

Мы продолжаем спецпроект об осознанном потреблении, которое включает не только факторы накопления, но и то, какие товары мы выбираем. И здесь на помощь сознательному потребителю приходят разнообразные экостандарты — их применяют те компании, которые заботятся об окружающей среде при производстве своих товаров. В мире есть немало эколейблов, которые можно увидеть на самых разнообразных товарах — попробуем разобраться, каковы эти стандарты и как их читать.

Сразу же хотим предупредить, эколейблы применяются к промышленным товарам и обозначают их безопасность для окружающей среды, а не здоровья человека. Для пищевых продуктов применяются стандарты органического производства, их мы рассмотрим отдельно.

Символ вторичной переработки / Recycling symbol

Этот значок, ныне признанный универсальным, был придуман в 1970-е годы, когда впервые была поднята тема влияния человека на окружающую среду. Его создал Гэри Андерсон, 23-летний студент Университета Южной Калифорнии, и подал на конкурс арт-проектов на тему защиты окружающей среды, организованный чикагской компанией Container Corporation of America. Наличие этого символа на упаковке означает, что она может быть вторично переработана или же изначально изготовлена из вторичных материалов, в этом случае производитель должен указать, каков их процент. Сейчас существуют различные разновидности символа вторичной переработки – для бумаги, пластика, стекла, стали, в Японии даже есть значки на обозначение рециклируемых алюминия и моторного масла.

Зеленая точка / Green Dot

Этот символ тоже обозначает вторичную переработку упаковки, но он «работает» по-другому. «Зеленую точку» придумали в Германии в 1991 году, на обозначение системы сбора и утилизации вторсырья по европейским стандартам. Собственно сам символ обозначает, что компания, которая производит упаковку, финансирует национальную систему правильной утилизации, а материал, из которого изготовлена бутылка или пакет, может быть и не рециклируемым. «Зеленая точка» — контролируемая торговая марка, за ее использование нужно платить компании Pro Europe, которая выдает лицензии. В список лицензиатов «Зеленой точки» входит 31 страна и около 170 тысяч компаний. Украина в этот список не входит.

Европейский эколейбл / EU Ecolabel

Эту маркировку ввела в обиход Европейская комиссия в 1992 году, и она же установила стандарты, которым должны соответствовать продукты компаний, присоединяющихся к этой системе. Внимание европейцев сосредоточено не на безопасности самих материалов, а на тех этапах их производства, которые могут принести самый больший урон окружающей среде. К примеру, наиболее опасным в производстве тканей является их окрашивание, поэтому экостандарт по этому материалу касается как раз уменьшения вреда от красок и технологий окрашивания. Тот же принцип применяется и для других материалов. Лицензиатом европейского эколейбла добровольно может стать любая компания из стран Евросоюза, если она придерживается прописанных стандартов: таких лицензиатов около двух тысяч, а продуктов и сервисов – 38 760.

Дружелюбие к озону / CFC Free

В мире существуют разные версии знака дружелюбия к озону, но все они так или иначе имеют изображение земного шара и обозначают, что в аэрозолях или морозильных установках не используются хлорфторуглероды, соединения, которые при разложении разрушают озоновый слой Земли. В 1987 году 26 странами был подписан Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, который запретил производить и использовать в потребительских товарах хлорфторуглероды. Теперь значком дружелюбия к озону снабжаются дезодоранты, освежители воздуха, полироли и холодильники, где это вещество не используется.

Скандинавский лебедь / Nordic Swan Ecolabel

Эта маркировка была основана в 1989 году, и распространяется на страны северной Европы – Данию, Швецию, Норвегию, Исландию и Финляндию. Получить лицензию на три года может любая компания, которая производит товары 63 групп, от свечей до газонокосилок, если производство ее продукции будет соответствовать критериям, прописанным для каждой группы. К примеру, среди категорий «Скандинавского лебедя» есть «белые товары», которые включают холодильники, стиральные и посудомоечные машины и сушилки. Чтобы получить маркировку, компании-производители должны не только указать все детали сушилки, к примеру, но и использованные химические элементы, соответствовать по классу энергоэффективности и дружелюбию к озону и многое другое.

Прыгающий кролик / Leaping Bunny

Данную маркировку предложила британская компания Cruelty Free International в 1996 году, но теперь она стала международной. «Прыгающий кролик» предназначен для двух типов товаров – косметики и бытовой химии, и наличие этой маркировки означает, что ни сам продукт, ни его ингредиенты не тестировались на животных. Более того, компании, которые становятся лицензиатами этого лейбла, должны проверять на этот счет и своих подрядчиков, а также предоставлять информацию независимым аудиторам в случаях жалоб на несоответствие стандарту.

Голубой ангел / Der Blaue Engel

Старейший эколейбл в Европе «Голубой ангел» был внедрен в 1978 году немецкими активистами – защитниками окружающей среды и прав потребителей. Эту маркировку поддерживает немецкое правительство, а заявки от компаний рассматривает независимое жюри, которое, к тому же, каждые 3-4 года пересматривает критерии стандартизации. Жюри рассматривает влияние того или иного продукта на окружающую среду на протяжении всей его «жизни» — от проектирования и изготовления и до утилизации. К примеру, в категории «текстильные игрушки» есть требования к происхождению сырья, стандарты производства пластиковых деталей, использования ароматизаторов, красителей, наполнителей, упаковки и многого другого. «Голубой ангел» очень распространен – на более 80 групп товаров и 10 тысяч компаний.

Торговая марка «Веган» / Vegan Trademark

Веселый подсолнух был изобретен в британском Обществе веганов, основатель которого Дональд Ватсон, собственно и придумал слово «веган». Это общество дает лицензии на эколейбл, на 12 или 24 месяца, всем желающим компаниям, продукция которых не имеет ингредиентов животного происхождения, не тестировалась на животных, а если это ГМО, то в его создании не должны быть использованы гены животных. Несмотря на эти жесткие требования, у британцев десятки тысяч лицензиатов из всего мира. В основном это производители косметики, бытовой химии, продуктов для дома и медицинских товаров. Однако, в отличие от других эколейблов, Общество веганов дает лицензии и в категории «пища». Британцы стандартизируют не компании, а группы товаров, и могут присвоить «подсолнух», к примеру, отдельным блюдам в меню ресторана.

Зелений журавлик

Украинский эколейбл, основанный в 2002 году организацией «Живая планета», уже вошел в международные системы сертификации Gen и ICEA. К компаниям-лицензиатам выдвигаются требования экологичности производства и сырья, из которого изготавливается продукция. Сертификат выдается на разные периоды, в зависимости от типа товара, и лицензиатами «Зеленого журавлика» являются производители бытовой химии, строительных материалов, косметики, товаров для детей.

Внимание: «Зеленого журавлика» можно встретить на пищевых продуктах и напитках. Однако это грубая ошибка, так как к еде применяются стандарты органического производства, а не экостандарты для промышленных товаров. К примеру, «Зеленим журавликом» снабжают кофе, и это говорит разве что об экологичности производства его упаковки, а не зерен, которые, к тому же, в Украине не выращиваются.

Узнать больше о sustainability-решениях для бизнеса и о том, как внедрить концепцию 5R, призванную сократить количество генерируемого мусора, вы сможете на Sustainability Марафоне. 31 января спикеры мероприятия расскажут о самом прогрессивном и эффективном, что их бизнес сделал в 2018 году в отношении устойчивости, и «просеют» сделанное через 5R.

Марафон состоится 31 января 2019 года по адресу: Киев, ул. Антоновича, 52, ДЕПО конференц-холл. Ознакомиться с программой вы сможете тут.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ (для бесплатной регистрации используйте промокод: ECO-BOOM)

— Читайте также: Правила экомамы: 6 принципов прививать ребенку экологическую культуру