Правильная похвала — залог блестящего будущего

Как похвала родителя влияет на мотивацию ребенка

23.09.2014

Блогер huffingtonpost.com Трейси Качлоу поделилась результатами одного исследования и выяснила, как различные способы поощрения могут повлиять на характер ребенка.

Ученая из Стэнффорда Кэрол Двек, занимающаяся изучением мотивации, определила, что дети по этому признаку делятся на две категории:

— первые верят в то, что их успехи являются результатом врожденного таланта и интеллекта;

— а вот вторые — что их успешность зависит от кропотливой работы над собой.

Дети с первым типом мышления искренне придерживаются такого мнения: «Если тебе приходится упорно трудиться, значит, у тебя нет способностей. Если у тебя есть способности, успех приходит к тебе сам по себе». Когда же эти дети терпят неудачу, они попадают в ловушку. Они начинают думать, что, должно быть, они не такие умные и талантливые, как им внушалось. Они избегают вызовов и испытаний, боясь, что не будут выглядеть достаточно сообразительными.

Дети со вторым типом мышления считают, что чем больше трудных вызовов они принимают, тем умнее они становятся. Эти ребята знают, что даже гении работают над собой. Когда они терпят неудачу, они понимают, что нужно потратить больше времени и приложить больше усилий.

Что влияет на тип мотивации детей? Похвалы, которыми мы награждаем их, начиная с первого года жизни.

Во время исследования Кэрол Двек провела эксперимент с пятиклассниками. Поделив их на две группы, она давала им задачи на логику и тесты на IQ. Первую группу детей она оценивала высоко, говоря, что они очень умные. Второй группе Кэрол говорила, что они усердно поработали. Постепенно в ходе эксперимента, предоставляя детям выбор между заданиями, она заметила такую последовательность. Дети из первой группы выбирали более легкие задания, зная, что точно справятся с ними. А ребята из второй просили упражнения повышенной сложности, зная, что они чему-то могут научиться, и чувствовали себя более уверенными, когда решали задачи.

Позднее был проведен еще один эксперимент, в котором приняли участие 53 семьи. В течение двух лет исследователи наблюдали за родителями и их детьми, которым на момент начала теста было по 14 месяцев. Ученые подсчитали, какой тип похвалы используют родители. Хвалят старания или черты характера или же говорят дежурные фразы: «Хорошо», «Вау», «Молодец».

Спустя пять лет исследование продолжилось, и ученые обнаружили, что не пасуют перед трудностями те дети, которых хвалили за усилия и старания.

Однако никогда не поздно перестроиться. Кэрол Двек доказала это, проведя эксперимент уже с подростками. Она узнала, что ученики могут улучшить свои результаты, когда узнают о том, что мозг работает как мышца, и что чем больше ты используешь и тренируешь его, тем мощнее он становится. Интеллект не является фиксированным. Вот почему, когда у маленького ребенка что-то не выходит, не нужно предлагать сделать это за него, следует сказать: «Почти вышло! Попробуй еще!».