Придите в себя: 4 инструмента для понижения нервозности на работе

Как остаться в здравом уме и твердой памяти

06.09.2016

Нервозность, тревожность, раздражительность — их могут вызвать десятки причин, связанных или не связанных с работой. Но работать нужно — редко когда начальство и коллеги будут делать скидки на ваше душевное состояние, особенно если оно станет для вас привычным. А если вы сами — начальник, то ваше душевное равновесие — залог «здоровья» вашей компании. Вот, что делать, чтобы быстро «привести себя в чувство» на рабочем месте.

Что касается тревожности, то вообще-то это адаптационный механизм. Без нее мы не чувствовали бы опасности и не стремились бы ее избежать. В условиях позднего неолита это было очень полезное чувство, да и сейчас оно нередко оправдывает себя. Но на работе в современном мире совершенно не стоит поддаваться панике и превращаться в запуганного зверька, как только на горизонте замаячит выступление на собрании, презентация проекта, сроки сдачи отчета или ответственная командировка. Будучи результатом эволюции, а значит, очень сильным механизмом, тревожность просто так вас не отпустит. Посмотрим, что можно сделать, чтобы уменьшить ее.

Расслабьтесь и послушайте, что тревожность говорит вам

Чем больше мы пытаемся просто подавить тревожность, тем больше она на нас наседает. Поэтому просто «думать о хорошем» не поможет. Обратитесь лицом к своей тревоге и дайте ей внятно высказаться. При этом осознанно присутствуйте в текущем моменте. Вот вы — вот ваше беспокойство, оно есть, оно хочет вашего внимания. Что бы вы подготовились к сражению, к испытанию, чтобы вы были во всеоружии или чтобы вы убежали куда глаза глядят. Заставьте свою тревогу четко сформулировать: какова опасность? Что такого ужасного случится? Проговорите это. Вдруг в этом есть смысл.

Скажите себе что-то ободряющее

Если бы ваш друг доверил вам свое беспокойство, что бы вы ему сказали? «Да брось ты!» «Да ерунда это все!» или «Пора тебе повзрослеть»? Нет, скорее всего, вы бы ему сказали: «Ничего страшного. Ты волнуешься — это нормально. Я тоже волнуюсь перед презентацией. Сделай все, что можешь, ты и не заметишь, как все уже закончится». К сожалению, по отношению к себе мы намного более строги и критичны: мы сами себя вгоняем в чувство стыда, тревоги, фрустрации. Поэтому разговаривайте с собой, как с другом: «Вполне понятно, отчего ты тревожишься, любой бы тревожился. Но что бы ни случилось, я буду с тобой и приду на помощь». Практикуйте доброту к самим себе.

Найдите опору там, где она есть

Между уверенностью и тревожностью лежат такие ключевые понятия, как четкость (знание, что это белое, а это черное), предыдущее знакомство с темой/ситуацией и давление на вас ситуации. Расшифруем: если тревожность велика, значит ситуация незнакомая, непонятная, а давление ее на вас велико. Что это значит? Чем больше вы будете знать о том, что вам предстоит пройти, тем меньше вы об этом будете тревожиться. Это как на экзамене. Если вы все выучили, то беспокоиться не о чем. Что делать с давлением? Знакомо ощущение: «Если я завалю проект, то окончу жизнь под мостом, потому что это будет вечный позор»? Спокойно. Понижайте ваши ожидания. Пусть они будут реалистичными. Готовьтесь к важным событиям, репетируйте их, собирайте всю возможную информацию, которая может вам пригодиться. Часто мы представляем себе худший сценарий, но не составляем плана того, как с ним справиться. Что самого плохого может случиться? Вы умрете от этого? Скорее всего, нет. И да, вы не станете бездомным или изгоем общества. Что делать, если никакой полезной информации о тревожащем вас факте нет? Или нет достаточно развитых умений? Например, вы можете прочесть десятки книг об ораторском искусстве, но вы будете волноваться перед публичной речью каждый раз, пока ваша практика не даст вам уверенности.

Делайте то, что от вас зависит, и отпустите то, что от вас не зависит

Обычно люди тревожатся о том, что находится вне их сферы контроля. Поэтому, разберитесь сразу же, что вы можете сделать, а что совершенно от вас не зависит. С тем, что вам подконтрольно, применяйте описанную выше тактику: изучайте, действуйте. В остальном разрешите себе отпустить ситуацию и довериться течению процесса. Легче сказать, чем сделать. Но вы должны выработать в себе этот навык.

Источник: forbes.com

— Читайте также: Искусство говорить «нет»: Как побороть синдром отличницы