Профориентиры: Чем занимается дизайнер одежды

Юлия Перекрестова о поиске собственного стиля и моделировании по-японски

Многие считают, что дизайнер одежды лишь рисует эскизы, а все остальное делают конструктор, закройщик, швея. А когда коллекция готова, ее остается только продемонстрировать на неделе моды под бурные аплодисменты публики. На самом деле все немножечко не так. О профессии дизайнера рассказывает Юлия Перекрестова.

Как вы пришли в профессию?

Я с пяти лет я мечтала быть дизайнером, ведь я росла в такой семье, где учили красиво одеваться, где постоянно были какие-то модные журналы. В подростковом возрасте я уже вязала свитера под заказ и это были мои первые деньги. Потом мечта была забыта, ведь я профессионально занималась музыкой и собиралась поступать в консерваторию. Занималась по 6-7 часов в день, потому что очень мне это нравилось. Но когда закончила 11-й класс, родители сказали, что мне не стоит быть музыкантом. В итоге я пошла учиться на юриста. Потом вышла замуж и мы с супругом решили организовать собственное дело, открыв аптеку. Потом появилась небольшая сеть. Бизнес был прибыльным вплоть до 2008 года, пока не ударил финансовый кризис. И вот тогда я ощутила необходимость поменять направление деятельности, я почувствовала как та моя детская мечта теплится глубоко внутри. Поэтому и начала инвестировать деньги в образование.

Где можно выучиться на дизайнера?

Я понимала, что хочу получить европейское образование, но не могла себе этого позволить, поэтому нашла онлайн-курсы Fashion School online. Я слушала лекции, выполняла домашние задания, которые отправляла в Италию на проверку своему куратору. Если это были лекала, их тщательно проверяли, до миллиметра, и пересылали обратно, указав на ошибки. Основной курс длился примерно полтора года, но было много подкурсов — по японскому моделированию, развитию креативности, маркетингу в моде. Их можно было покупать дополнительно, и я их все тоже прошла. Были и выезды в Италию, мы всей группой встречались с куратором, было очень интересно окунуться в эту атмосферу. В общем, я понимаю, что то, чему меня научили на курсах, в институте можно учить 5 лет.

Дизайнер Юлия Перекрестова

Что должен знать и уметь дизайнер одежды?

Дизайнер, в первую очередь, должен уметь конструировать или хотя бы знать азы конструирования, иначе вашей коллекцией будет рулить конструктор. И в конечном итоге получится коллекция конструктора, а не ваша. Также дизайнер должен разбираться в технологии обработки швов, тканей, потому что хромое качество — это то, что многим дизайнерам не дает возможность выйти на большую арену, не дает хобби перерасти в бизнес. Дизайнер должен разбираться в материаловедении, понимать, как та или иная ткань ведет себя в изделии, потому что вы можете закупить самые лучшие ткани, пошить коллекцию, и это не будет смотреться, потому что эта ткань не лежит, из этой ткани так не шьется. Ну и самое главное — маркетинг. Дизайнер должен быть маркетологом, знать, для кого он шьет, кто его клиент, какого клиент возраста и чем он занимается. Это обязательно, иначе вы будете шить-шить-шить, но ваши вещи никому не будут нужны.

Как найти свой стиль?

Знаете, это очень трудно объяснить, это должно идти изнутри. Вот как я свой стиль нашла? Когда нас учили конструированию, я записалась на курс «японское моделирование». Куратор тогда сказала: «Если ты пройдешь курс японского моделирования, понятия «не могу построить какую-то выкройку» для тебя уже не будет существовать». Не все доходили до конца этого курса, многие просто бросали, потому что не понимали, зачем эти сложности. Я прошла этот курс полностью и, во-первых, нашла там свой стиль, я поняла, что мне нравится эта сложность. Во-вторых, я научилась 3D-мышлению — видеть вещи не плоско, а в объеме, после чего я перестала рисовать эскизы, потому что эскиз плоский, а я сразу рисую техническую схему конструктору.

Японское моделирование — это сложный крой, нестандартный подход к построению выкроек, лекал, иногда шиворот-навыворот. Япония — это всегда неподчеркнутость фигуры, все равно в основе всегда лежит кимоно, свободный крой, но с очень деконструктивными, необычными элементами. После того, как дизайнер овладеет всеми «японскими приемами», у него обязательно заработает фантазия и он сможет на базе одной выкройки сделать целую коллекцию.

Если начинающим дизайнерам интересно японское моделирование, рекомендую книги «Pattern Magic» авторства Томоко Накамичи  и «Transformational reconstruction», написанную Шинго Сато.

Как создается коллекция одежды?

Коллекция должна быть пропитана единым духом так, чтобы можно было эти вещи объединить каким-то одним названием. Нельзя сказать, что в коллекции должна присутствовать единая цветовая гамма, это необязательно. Но в коллекции должен сохраняться единый силуэт, единый характер в плане кроя. Я беру за основу одну деталь и обыгрываю ее в разных интерпретациях. Ясное дело, эта деталь должна быть везде уместна и должна объединить все вещи. Не будет какой-то общей черты — не будет коллекции, а получится просто набор вещей.

Чтобы научиться играть с деталями, рекомендую делать прелиминарные рисунки. Например, вы рисуете платье с какой-то деталью, а потом кладете сверху прозрачную кальку, перерисовываем платье и эту деталь немножко меняем, потом еще одна калька — еще раз деталь меняем, и так у нас получается целый ряд платьев с одной деталью в разной подаче.

Как попасть на Украинскую неделю моды?

Когда я пошила первую коллекцию, я выложила фото в Facebook, собрала кучу лайков, комментариев, и у меня даже купили одну вещь. А потом решила отправить эти же фото в оргкомитет Украинской недели моды. Вскоре мне позвонили и сообщили, что коллекция понравилась Ирине Данилевской, но так как я уже «засветила» ее в соцсетях, меня попросили дошить 6-8 вещей, чтобы показать на подиуме что-то новое, чего еще никто не видел. В конечном итоге я это сделала и показала положенные 12 луков.

Какие книги вы рекомендуете будущим дизайнерам?

Когда я начала обучение, куратор сказала: «Если вы действительно хотите прийти к мир моды, вы должны делать показы». И естественно, уже с этого момента я начала интересоваться Украинской неделей моды. Также у меня очень много книг по истории моды. Я их периодически пролистываю, особенно если вдохновения не хватает, когда хмуро на душе — открываешь их и обратно себя возвращаешь в мир моды.

Для меня очень показательными стали биографиии Ёдзи Ямамото и Роберто Кавалли. Эти книги дали мне хороший старт. Рекомендую также прочесть книгу «Мой Ив Сен-Лоран», написанную художницей, 20 лет проработавшей в доме Ива Сен-Лорана. Вообще, я рекомендую читать биографии других дизайнеров, чтобы знать, как они начинали и с какими трудностями сталкивались, потому что нет ни одной истории успеха без взлетов и падений. И нужно быть к ним готовым.

Фото: архив Юлии Перекрестовой

Подготовили Ира Керст, Оля Полякова

— Читайте также: Креатив. Эмпатия. Ответственность: Как воспитать лидерство в подростках