Путь от фриланса к собственному бизнесу: Как сделать первые шаги

Ошибок не избежать, но это будет ваш путь

Путь от фриланса к собственному бизнесу: Как сделать первые шаги

Мой путь фрилансера начался в январе 2009 после сокращения должности в одной из крупных FMCG компаний Украины. В период кризиса 2008-2009 гг. hr-специалистов на рынке было много, а достойных вакансий почти не было, и когда моя подруга спросила, не готова ли помочь одной из компаний с подбором персонала, я сразу согласилась, хотя речь шла на тот момент только о закрытии одной вакансии. В скором времени этот клиент сделал заказ на подбор и замену ряда вакансий в их региональных офисах по всей стране. А дальше сработали рекомендации — и так появились мои первые клиенты, и начался новый виток карьеры — фриланс.

Я бралась за все заказы, которые поступали, при этом свободное время дало возможность написать и защитить диссертацию и начать публиковать статьи. Ритм фриланса захватывает, если ты делаешь свою работу хорошо и умеешь договариваться — заказы будут всегда. Но в какой-то момент, думаю, каждый фрилансер задает себе вопрос: а что дальше? Хочу ли я быть фрилансером всю жизнь? Кроме этого, есть ограничение в масштабе реализуемых проектов.

Когда ты всю работу делаешь сам, ты всегда ограничен в объеме, который можешь выполнить, а также в разнообразии исполняемых работ. На то, что умеешь делать хорошо — заказы всегда есть. Но есть много  нового и интересного, что хочется попробовать, а для получения опыта в новых направлениях нужно с чего-то начать. Мне было интересно, как перейти на более сложный организационный уровень и выполнять большие и серьезные заказы —  расширять свои профессиональные горизонты. Идея создания собственной компании возникла в конце 2012 года, более полугода было посвящено подготовке, и уже в августе 2013 я зарегистрировала свою компанию.

Хочу поделиться своим опытом, как ошибками так и победами, которые были на пути от фриланса к созданию собственной консалтинговой компании.

Идея

Идея бизнеса начинается с мечты. Когда четко понимаешь, чего хочешь, какой должна быть твоя компания, в чем ее особенность и уникальность. Фрилансером можно быть в любой сфере, но не каждый фриланс можно превратить в успешный бизнес. Важно точно понять, что я делаю хорошо, кто мои клиенты, почему они выбирают меня, и может ли то, чем я занимаюсь, быть бизнесом и приносить прибыль. Мой фриланс был построен в основном на одной услуге это — рекрутинг. Но когда я задумалась о большем, желания создать просто рекрутинговую компанию, у меня не было. Для меня это было очень узко, хотелось больше и так возникла идея создания консалтинговой компании. При этом просто предоставлять услуги консультирования мне тоже было мало интересно, ведь на тот момент у меня уже были свои научные наработки и интерес к исследованиям в сфере управления персоналом. Объединив все вместе, я создала исследовательско-консультационную консалтинговую компанию.

как начать бизнес

Совет: на пути к своей мечте, подумайте что у вас хорошо получается, как вы можете соединить все свои интересы, наработки и предыдущие достижения — возможно, именно такая комбинация и будет не только ближе всего к вам по духу, но и станет отличительной чертой вашего будущего бизнеса.

Кроме этого, вы должны понимать, что бизнес-модель, в которую вы оформите вашу идею, должна быть максимально гибкой и трансформированной с учетом изменений, которые происходят сегодня в мире и в соответствии с конъюнктурой рынка.

Линейку продуктов мы сформировали в начале 2013 года, новые сервисы начали появляться в 2014 году, и почти на половину мы пересмотрели пакет услуг уже весной 2015 года. Мы стараемся отслеживать тенденции в своей сфере, инновации, изменения настроений и желаний клиентов в нашей стране и мире. Это позволят оперативно и гибко реагировать на изменения, предлагая актуальные сервисы уже сегодня.

Ошибки: По истечении более двух с половиной лет могу сказать, что сама идея бизнеса не была ошибочна и те цели, которые мы ставили ежегодно, мы достигаем. Но оглянувшись назад, могу сказать, что важно не просто меняться в ответ на изменения в мире или с учетом изменения потребления услуг в нашем сегменте, а постоянно мониторить рынок, новейшие тенденции, лучшие практики, бизнес-новости, обмениваться мыслями с колегами и конкурентами. И, конечно же наладить, постоянную систему обратной связи от клиентами. Это позволит бизнес-модели быть живой и гибкой.

Ресурсы

Ресурсы для старта я откладывала будучи, фрилансером. Они были потрачены на создание сайта и регистрацию компании. При этом основную часть работы я выполняла сама, оплачивая только те работы, которые сама выполнить не могла. Это заняло немного больше времени, чем если бы я всю работу отдала на аутосрс. Изначально, определив ежемесячные постоянные и переменные затраты, я смогла планомерно распределять деньги получаемые от выполняемых работ. Компания начала работу, опираясь на основной портфель клиентов, которых я обслуживала на фрилансе, поэтому вопроса о наличии заказов не стояло. Сложности возникли тогда, когда объем работ стал больше, и возникла потребность в расширении штата.

364e1650-c37d-499a-b521-3137fddf920d

Совет: Планируйте свои доходы и издержки не только на период запуска бизнеса, создание сайта и период регистрации, а и на первых полгода и год, чтобы в случаи непредвиденных расходов, а они точно будут минимум на 20-30% больше, чем вы изначально планировали. Также у вас должен быть запас для выплат заработной платы первым членам команды, независимо от того, какой доход у вас будет в этот период.

Ошибки: Будучи фрилансером, я привыкла тратить заработанные деньги, у меня не было непредвиденных расходов, и я недооценила изначально, какие ресурсы нужно вкладывать в развитие бизнеса. Рост бизнеса и его масштабность требует наличия запаса ресурсов с учетом дополнительных как минимум 30% от запланированной суммы на первый год, которые должны быть до начала старта. Это ваша страховка и управление будущими рисками.

Команда

Будучи фрилансером, вместе с коллегами-друзьями-фрилансерами мы делали более сложные и объемные проекты в команде по 5-7 человек. И привлекали друг друга на различные проекты. Когда возник вопрос подбора членов собственной команды, я привлекла сотрудника не на полную, а на частичную занятость. Мне так было удобней, поскольку объем работ был не большой, а также оплата за работу была проектная. И только через год появилась возможность взять несколько человек на полный рабочий день.

Совет: Нанимайте сотрудников тогда, когда у вас объем работ и ежемесячный доход от продаж позволяет это сделать. Сегодня все больше специалистов готовы работать удаленно, и это хорошая возможность для бизнеса, если ваша модель это предполагает. Ищите тех людей, которые близки вам по духу, верят и разделяют вашу идею бизнеса, готовы учиться и вносить свой вклад в создание стартапа, не бояться много работать и открыты к изменениям. Стартап — это всегда много неожиданностей, как приятных так и не очень. С теми, кто боится трудностей, вызовов и хотят стабильности и комфорта, вам не по пути.

как начать бизнес

Ошибки: Мне казалось, что если я горю своей работой и много работаю, то сотрудник должен выкладываться так же, как и я. Но наемный сотрудник, какой бы он ни был классный и профессиональный, никогда не будет работать так, как работает собственник бизнеса, даже если у него есть желание научиться новому. У каждого свои ритм и понимание работы. Не нужно иметь слишком много ожиданий от отдачи работы сотрудников. Тот, кто создает бизнес, больше всего работает и несет ответственность за все. И если сотрудник где-то не доработал или что-то не понял, ответственность на собственнике бизнеса. Поэтому нужно быть более внимательным и держать постоянную обратную связь с командой. Еще один вывод, который я для себя сделала — это не нанимать на работу по рекомендации знакомых или родственников. Проблема — несовпадение ожидаемой эффективности работы и создание добавленной стоимости у меня и сотрудника, который был нанят по рекомендации.

Баланс work/life

Работая без перерывов и отдыха в начале, мы часто не думаем, откуда мы возьмем силы на развитие бизнеса после старта. Соответственно, важно изначально четко распределить рабочее и нерабочее время, время выходных и спланировать отдых. Собственные ресрусы нужно беречь и восстанавливать, понимая, что чем больше бизнес, тем больше вашего времени он будет забирать. Важно в соответствии с особенностями собственного ритма жизни, здоровья, ресурсоэффективности и востановления организма найти оптимальный рабочий режим и баланс работы и личной жизни.

Совет: Находите те виды отдыха и восстановления, которые подходят именно вам, не забывайте про близких, они ждут вас дома и хотят с вами проводить время вместе.

Любите себя так же, как вы любите свой бизнес, научитесь правильно расставлять приоритеты и распределять время — и тогда вы все успеете без ущерба для вашего бизнеса, здоровья и семьи.

Ошибки: Выделять время на полноценные выходные я смогла только со второго года от старта бизнеса. Когда уже организм начал говорить — нужен отдых. Первые два года — это был сплошной поток работы. Но нужно уметь отдыхать и понимать то, что жизнь идет и не всегда можно восстановить потраченные силы. А без здоровья никакую самую важную идею не выйдет реализовать.

баланс жизнь работа

Рост бизнеса

Рост бизнеса у нас начался после первого года работы, поток заказов стал таковым, что нужно было увеличивать штат и развивать новые направления. Одно из направлений у нас возникло в соответствии с потребностью рынка и запросами со стороны клиентов. Другое направление, абсолютно новое для нас, возникло на основе партнерства с нашими иностранными партнерами. А третье новое направление — это наша реакция на события в стране и участие в изменениях, которые сейчас происходят. Рост бизнеса возможен как стремительный, так и поступательный. Мы шли по второму пути — наш рост соответствует тем задачам, которые мы ставим, предварительно оценив свои силы, возможности, риски, угрозы внешней и внутренней среды.

Совет: Масштабирование бизнеса важно начинать тогда, когда вы понимаете, как работает ваша бизнес модель, когда вы научились управлять рисками и вызовами, а ваша команда готова к увеличению бизнеса. В противоположном случае вы столкнетесь с проблемами роста бизнеса и уровнем его неуправляемости.

Ошибки: У меня было огромное желание сделать несколько шагов и перескочить некоторые этапы роста бизнеса. От бизнеса, в котором работает 1 человек к бизнесу, в котором команда из 10 человек. Не смотря на то, что основную ставку я сделала на работу на внешнем рынке, сейчас мне понятно, что лучше двигаться не спеша и в меру своих сил. А внешние иностранные клиенты — также не всегда гарантия стабильного дохода и большого объема работ. Выход на международные рынки нужно делать постепенно с изучением культурных, религиозных, национальных особенностей ведения бизнеса в конкретных регионах и странах.

Ошибок не избежать, но это ваш путь,  и если у вас есть мечта, которой вы горите, у вас все получится. Главное — верить в себя и иметь верных друзей, надежных членов команды и партнеров рядом.

- Читайте также: Пять известных женщин, которые радикально сменили работу

Мы в Facebook