Пять театральных премьер накануне Нового года

Какие спектакли посмотреть холодными осенними и зимними вечерами

Свежее:
Любовний гороскоп на березень: яких знаків Зодіаку чекають труднощі в стосунках
12.11.2014

260217_112008222223224_268125_n-1Олег ВЕРГЕЛИС, театральный критик эксклюзивно для WoMo.

До Нового года остается всего-то ничего – полтора месяца. А «после» Нового – сразу девять выходных. Этот период наполнен не только предпраздничными хлопотами и военными тревогами, но и желаниями не пропустить то лучшее, что может появиться в украинских театрах. Какие новые спектакли достойны внимания и строгих одиноких интеллектуалов, и дружных семейных подрядов, и даже коллективных выходов в свет?

 

1.​ «КОРИОЛАН»

01

Премьера от модного и постоянно резонирующего в СМИ режиссера Владислава Троицкого на сцене зала Политтеха (ноябрь). Жанр – современная опера. Драматургическая основа – произведение У. Шекспира. В рамках задуманного цикла «Новая опера» г-н Троицкий решил не только «развлекать», но и просвещать современного зрителя-слушателя, направляя его в русло актуальных сценических тенденций. Импульсом для нынешней оперы стал британский фильм «Кориолан» (театральный проект, превратившийся впоследствии в киноверсию). Ну и, конечно, важна актуальность темы: герой возвращается с войны и понимает, что такие герои в мирной жизни не нужны, они «не актуальны». Критики испытывают особые чаяния в связи с премьерой. Ведь недавний вынужденный уход В. Троицкого из Детского музыкального театра на Подоле стал не только громким скандалом, но и серьезной драмой завершающегося театрального года. Уйдя из «Детмуза», активный Троицкий (создатель «Гогольфеста» и «Даха»), естественно, не ушел из «музыки», которая постоянно звучит в его душе и на сцене.

2.«ЖАРА»

1

Новый спектакль одного из лучших современных украинских режиссеров Андрея Билоуса — на Микросцене Киевского Молодого театра (декабрь). Андрей Федорович «не отрекается, любя» от своей магистральной линии в искусстве, предполагающей исследование свойств страстей человеческих и чувственной основы внутреннего мира героев. И вот на этой линии – Бунин, великий русский классик, лауреат Нобелевской премии. Несколько его рассказов о любви станут основой «Жары», от которой будут чувственно изнывать персонажи. Бунинские герои – студенты Театрального университета, ученики Билоуса и Н.Рушковского. Особенность спектакля – это его «формат», то есть пространственное решение, так как режиссер размещает бунинских влюбленных в узкое ограниченное пространство микросцены, чтобы каждый их вздох был услышан и прочувствован зрителем. А таковых в новом зале (на Микросцене) помещается не более 40 человек. Так что билетов на «Жару» не достать.

3.​ «ХАЗЯЇН»

02

Премьера от Национального театра имени Ивана Франко на основе бессмертной украинской классики – пьесы И. Карпенко-Карого (ноябрь). Жанр обозначен как комедия. Но в главной роли капиталиста-узурпатора Терентия Пузыря – серьезный драматический артист. Это Петр Панчук, один из любимых актеров Б.Ступки, лицедей, установивший своеобразный рекорд – он трижды сыграл на театральной сцене Тараса Шевченко (в разных проектах). Судя по всему, публике не стоит настраиваться на «веселья час», поскольку Панчук привык к серьезному анализу своих героев. На мой взгляд, он вряд ли станет бичевать своего узурпатора средствами броской вызывающей сценической сатиры… Даже не сомневаюсь: его персонаж будет страдать и воздевать руки к небу, потому что ему есть что терять – ведь пролетариат хочет оттяпать «все», что нажито непосильным трудом. Какая же тут комедия? Настоящая трагедия: был принцем – стал нищим…

4. «ЖЕНСКАЯ ЛОГИКА»

03

 Очередной спектакль для семейного просмотра от Киевского академического театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра, предполагаемая тема которого: «все мужчины – сволочи!» (ноябрь). Автор пьесы – известный украинский писатель и драматург Анатолий Крым, один из недавних столпов писательского Союза. Это увлеченный театром человек, он любит придумывать актерам бенефисные выходы и яркие репризы. Например, с успехом в этом же театре идет его пьеса «Звонок из прошлого». В новой постановке главная героиня – одинокая женщина, которая желает познакомиться. И вот находит сразу двух. Да каких! И тут уже ей непросто выбрать: между умным и красивым… Здесь просто анекдот про обезьяну: «А мне хоть разорвись!». Режиссер проекта – Тамара Антропова, куратор проекта – сам Эдуард Митницкий. В спектакле заняты: Ирина Мельник, Татьяна Круликовская, Светлана Штанько и другие. Эта постановка продолжает теперешнюю магистральную репертуарную линию левобережного театра – женские страдания в сложный кассовый период: «Чего хотят женщины?», «Четыре причины выйти замуж», «Идеальная пара», «С любимыми не расслабляйтесь».

5. «АНТИФОРМАЛИСТИЧЕСКИЙ РАЙОК»

04

Одна из потенциально скандальных премьер уходящего года – но на этот раз надо ехать во Львов (ноябрь-декабрь). В тамошнем театре имени Леси Украинки решили резко отойти от штампов и стереотипов, создавая театр «новых форм». Хотя и эти формы уже давно не новые… Музыкальное произведение Д.Шостаковича – для четырех басов, чтеца, хора и фортепиано. Создавалось оно долго и трудно, около 20 лет. Впервые исполнили в Вашингтоне в 1989-м. В этой музыкальной сатире есть желание высмеять отдельных творческих деятелей. Сатира в СССР проходила через жесткий пресс цензуры. Поэтому бедный Шостакович так и не насладился официальной премьерой. Режиссер Алексей Коломийцев год назад собирался устроить этот же «Райок» для Полтавы, где когда-то служил главным режиссером. Городские чиновники и театральные консерваторы тогда заподозрили в музыке Шостаковича что-то провокационное – и спектакль закрыли! Но режиссер оказался упрямцем. И реализовал свою идею уже на львовской сцене, пригласив в проект музыкантов из разных городов Украины. Согласно сюжетной линии (которую режиссер может и искривить), действие «Райка» происходит в некоем дворце культуры, где собравшиеся творцы браво обсуждают тему «Реализм и формализм в музыке». Соответственно, каждый выступающий – это еще та «ария заморского гостя». Так что все любители нереалистического, синтетического, поставангардного, сумбурно-музыкального театра – должны отправиться во Львов. Там есть не только что послушать, но и что посмотреть – даже вне театра.