Ребенок в воде! Все, что нужно знать о детском плавании

Рекомендации дают мастера спорта Татьяна Гавриленко и Елена Марченко

24.03.2017

Регулярные занятия ребенка плаваньем благотворно воздействует на детский организм, укрепляет иммунитет и развивает личностные качества ребенка. О том, как именно влияет плавание на организм ребенка, чему стоить учить детей в воде в разном возрасте и насколько часто устраивать походы в бассейн, рассказывают ведущие специалисты, спортсмены, имеющие опыт работы с детьми. 

Татьяна Гавриленко

Старший тренер Premier Palace Fitness Club, инструктор по плаванью и аквааэробике, мастер спорта по триатлону и полиатлону, чемпионка Украины, призер кубков Европы и мира

Воздействие водной среды и водной гимнастики на организм грудного ребенка

Плавание в раннем возрасте имеет массу положительных моментов и благотворно влияет на детский организм. На грудничков плавание оказывает укрепляющее действие — укрепляются мышцы спинки, животика, шейки, ручек и ножек. Кроме того, грудничковое плавание стимулирует кровообращение, развивает сердечную мышцу и тонизирует кожу малыша.

Немаловажным является и то, что грудничковое плавание помогает избавиться от проявлений гипертонуса и гипотонуса, анемии и рахита. Те крохи, которые регулярно занимаются плаванием, реже болеют респираторными заболеваниями, а также раньше начинают ползать и ходить. Также занятия плаванием снимают напряжение, способствуют более глубокому сну и улучшению аппетита, служат профилактикой против простуды, сколиоза, сутулости, нарушений осанки, мышечной дистонии.

Занятия в воде воздействуют практически на все органы и системы детского организма

Дыхательная система

Давление воды на область грудной клетки способствует увеличению глубины выдоха, за которым обычно следует и глубокий вдох. А глубокое дыхание — мощное профилактическое средство, предупреждающее заболевания верхних дыхательных путей. Глубокие вдохи и выдохи во время плавания как бы «проветривают» легкие, благодаря чему изгоняются бактерии и устраняются благоприятные условия для их активизации. Кроме того, вынырнув и отфыркиваясь от воды, ребенок очищает носоглотку, что позволяет эффективно бороться с насморком и некоторыми легочными заболеваниями.

Система кровообращения

Горизонтальное положение во время плавания — это своеобразное состояние невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно-сосудистую систему. Давление воды, действуя на многочисленные кровеносные сосуды кожного покрова, облегчает кровообращение и деятельность сердца.

Опорно-двигательный аппарат

В воде снимаются статические нагрузки на скелетную мускулатуру, снижается нагрузка на позвоночник. Эффект «гидроневесомости», возникающий в воде, освобождает хрящевые межпозвоночные диски от постоянного сдавливания их позвонками. В раскрепощенном состоянии в дисках лучше происходят обмен веществ. Это полезно для развития организма, способствует формированию правильной осанки и является профилактикой сколиоза и мышечной дистонии. Тело преодолевает значительное сопротивление воды, тем самым укрепляя опорно-двигательный аппарат. В то же время, активное движение ног в воде укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия.

Выделительная система

Во время плавания происходит массаж кожи и мышц, очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.

Закаливание, терморегуляция

Плавание способствует закаливанию организма, растет сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды, малыш становится менее подвержен простудным заболеваниям. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством.

Центральная нервная система

При постоянных занятиях плаванием укрепляется нервная система, спокойнее становится сон, повышается аппетит и общий тонус организма ребенка. При нырянии и сопутствующей задержке дыхания стимулируется кровообращение мозга, а следовательно, идет его стремительное развитие.

Стрессовые состояния ребенка

Плавание может выступать в роли средства борьбы со стрессом и заставляет правильно дышать, снабжает мышцы большим количеством кислорода. Вода массажирует мышцы и снимает на себя стресс.

Формирование личности

Психологами установлено, что ребенок, ныряя и плавая на глубине, преодолевая сопротивление толщи воды, развивает в себе такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение проявлять самостоятельность. Дети, плавающие с рождения, более уверены в себе, коммуникабельны, обладают качествами лидера.

Чем полезно плавание для детей?

Регулярные занятия плаванием воспитывает у ребенка с раннего детства привычку к здоровому, активному образу жизни. Водные занятия закаливают ребенка, помогают исправлять нарушения осанки и предотвращать развитие плоскостопия. Горизонтальное положение при плавании активизирует кровоток к работающим мышцам, что содействует их развитию.

Плавание детей в воде, выполнение различных движений, выдохи в воду, задержка дыхания во время погружений развивают и укрепляют аппарат дыхания. Ребенок становится более здоровым, сильным и гибким и начинает испытывать гордость за свои достижения. Навыки плавания, приобретенные до 3-х лет, остаются на всю жизнь, поэтому очень важно, чтобы они были правильными. Если вы не дипломированный тренер, но хотите чтобы ребенок умел хорошо плавать, не стоит самим пытаться учить его, поскольку вы не можете знать всех важных нюансов правильной постановки техники плавания. Если у ребенка есть какие-то проблемы со здоровьем, то для него подбирается особый режим занятий и специальные упражнения, позволяющие улучшить состояние или полностью восстановить здоровье. Квалифицированные тренеры по плаванию в фитнес-клуба «Премьер Палас» подбирают комплексы плавательных упражнений индивидуально для каждого ребенка в зависимости от его возраста, уровня физической подготовки и степени водной адаптации.

У плавания есть противопоказания:

  • врожденный порок сердца,
  • кожные заболевания, которые сопровождаются нарушением целостности кожного покрова (та же экзема), заразные кожные инфекции (чесотка)
  • насморк, острые вирусные инфекции. Занятия стоит пропустить и в том случае, если у ребенка поднялась температура
  • что касается профессионального плавания – чтобы быть принятым в секцию, малыш должен быть абсолютно здоров.

Елена Марченко

Инструктор по плаванию Premier Palace Fitness Club, мастер спорта международного класса по подводному плаванию. Многоразовая чемпионка и рекордсменка Украины, Европы и мира.

Плавание с малышами 1,5-3 года

Если вы решили приобщить ребенка к воде в этом возрасте, будьте готовы к тому, что возможно, на первых занятиях ребенок не захочет заходить в воду, будет напряжен и скован, очень беспокоен или будет плакать — это боязнь воды. Чем позже ребенок начинает осваивать водную среду, тем дольше длится период водной адаптации ребенка. Здесь не стоит торопить малыша, не нужно его заставлять. Ребенок должен войти в воду добровольно. Игра — самый лучший способ познания нового и преодоления страхов. На первых занятиях тренер и родители, играя с ребенком, постепенно завлекают его в воду и в конечном итоге, сам того не заметив, малыш все-таки оказывается в бассейне. Но на это может уйти не одно и не два занятия.

Занятия нужно проводить регулярно, не реже 2-3 раз в неделю, иначе не достигается необходимый уровень адаптации к водной среде. Малышей не обучают кролю на спине или на груди, в таком возрасте невозможно научить согласованию дыхания с движениями рук или ног. Про обучение спортивным стилям плавания можно говорить только в 5-6 лет, когда развитие интеллекта ребенка достигнет такой стадии, что у него появится способность к обучению. Главное в возрасте до трех лет – это контакт с водой, положительные эмоции, формирование правильного отношения к воде, оздоровление и разумная физическая нагрузка.

Если малыш не знаком с «грудничковым» плаванием, то с 1,5-3 лет ребенок обучается самому простому:

  • не бояться воды,
  • безбоязненно играть и плескаться,
  • делать попытки лежать на воде,
  • осваивать выдох в воду.

Если же к полутора годам малыш уже опытный «грудничковый пловец», то он может свободно нырять и плыть под водой, учится держаться в воде, учиться скользить на воде. Ближе к 2,5-3 годам можно приучать к плавательным очкам, маске с трубкой.

Плавание с детьми 3-4 лет

К трем годам дети развивают уже достаточно силы и координации для выполнения базовых навыков техники плавания. В этом периоде занятия в воде помогают не только совершенствоваться физически, но и развивают познавательный интерес малыша. Во время занятий тренер по плаванию:

  • знакомит ребенка с физическими качествами воды (что вода сопротивляется движению рук и ног, что при горизонтальном положении тела человек хорошо держится на воде, а в вертикальном плохо),
  • учит открывать глаза под водой,
  • задерживать дыхание,
  • держаться на воде и скользить по ее поверхности,
  • научит «чувствовать воду»,
  • правильно набирать и выпускать воздух во время плавания,
  • выполнять правильные движения ногами вверх — вниз.
  • Все эти занятия подготавливают малыша к спортивным и прикладным способам плавания.

Плавание с детьми 4-5 лет

В этом возрасте дети начинают осваивать более сложные координационные действия, способны лучше концентрировать свое внимание на выполняемых ими движениях и хорошо усваивают указания взрослых. Именно в это время дети с большой охотой учатся плавать. С детьми 4-5 лет тренер проводит занятия и игры, помогающие ребенку обрести определенную степень свободы в водном пространстве:

  • научиться передвигаться под водой;
  • плавать спортивными и прикладными способами плавания;
  • научиться нырять в глубину и длину;
  • освоить подводное плавание с маской, очками, ластами, трубкой;

Ближе к 5 годам дети способны тренироваться любыми стилями, однако развитие техники плавания ребенка находится в начальной стадии, и его движения будут лишь напоминать правильные.

Только начиная с 5-6 летнего возраста ребенок становится способен внимательно слушать наставника и правильно выполнять его указания. Ведь ребенок уже может отдавать себе отчет, что и как он делает в воде. Если хотите чтобы он стал отличным пловцом, в 5-6 лет ребенка целесообразно отдавать в групповые секции по плаванию. Учтите, что для достижения результатов ему придется несколько раз в неделю (в начале — 3 дня, позже — 5-6 дней) заниматься, причем это будут целевые упражнения, не всегда интересные и веселые. Занятия будут проходить не только в бассейне, но и в спортзале. Бег и силовые упражнения — все это обычные будни для спортсмена-пловца. Польза плавания будет достигнута только в том случае, когда ребенку будет нравиться его занятие. А если так… Возможно, он станет чемпионом!

— Читайте также: Евгений Комаровский: «Если давать ребенку еду, когда он не хочет, она не усваивается»