Релокация: Как быстро найти работу и жилье в другой стране

5 стратегий, которые помогут адаптироваться

12.09.2018

Катерина Остапчук, Senior HR Advisor в Homsters.com

С 1 сентября я живу в Питере. Это мой седьмой переезд за пятнадцать лет. Есть множество причин таких частых перемещений: от генетических (за спиной несколько поколений вечно переезжающих железнодорожников) до профессиональных — полная открытость к различным культурам и проектам вне географии. По сути релокация — это мой способ роста и развития, который требует крайне трезвой оценки себя и окружающего мира. Адаптация в новом месте происходит по классическому кругу — ориентация, оценка, приоритезация, социализация и ассимиляция. Меня давно просили рассказать о пяти главных стратегиях, которые могут облегчить этот чудо-процесс в любом городе/стране.

Позиционирование

«Кто я и почему я переехал(а)?», «Откуда я и чем занимаюсь?». Вопросы позиционирования, пожалуй, самый важные, потому что абсолютно все новые встречающие вас люди — от хозяев квартир до коллег, — будут идентифицировать по принципу «свой/чужой». Зачастую, упустив возможность пообщаться и корректно познакомиться в первые минуты, позже будет непросто вернуть интерес к диалогу. А в новом городе, новой профессиональной среде и среди новых соседей это может оказаться важным. Также следует не забывать, что ваше привычное позиционирование может быть совершенно неприемлемым на новом месте, поэтому стоит внимательно обдумать его заранее. Например, после всех переездов ответить на вопрос «Откуда вы?», учитывая 3-5 проектов, которые я веду одновременно в разных отраслях и странах, мне очень сложно. Для США — это ок, для стран СНГ — совершенно непонятно.

Легальность проживания и права

«Какие права я имею?», «Как долго и на каком основании я могу пребывать на территории страны/города?». Каждый раз я встречаю десятки людей, которые переезжают с полной уверенностью, что им работодатель/друг/отец/жена/представители страны гражданства и невесть кто расскажет, какие права у них есть и будет следить за легальностью их пребывания. Конечно же, за себя вы сами в ответе, а депортация и нарушения миграционного законодательства могут серьезно отразиться на ваших радужных планах. Очень рекомендую заранее выяснить следующее:

а) сроки и основания для пребывания, условия лонгирования (виза, внж, учебная виза и др),

б) экстренные контакты посольства/консульства,

в) медицинская страховка и авторизованные медицинские учреждения.

Я лично попадала в ситуацию, когда не могла в Северной Африке найти травмпункт для иностранцев, а также пыталась помочь коллеге-британцу с сердечным приступом в Украине. Ну а свой опыт несостоявшейся депортации в 2002 году я оставлю для детей в качестве страшной истории.

Жилье

«Где я буду жить?». Как любитель обустройства могу вам сказать, что действую по простому плану — приезжаю в страну/город на 7 дней раньше в гостиницу и уделяю внимание поиску квартиры, а по вечерам параллельно ищу работу. Не рекомендую снимать квартиру заранее, особенно в туристических местах или через знакомых, потому что все мои попытки это сделать заканчивались печально. Есть три критичных момента, которые можно сделать до приезда:

а) изучить районы,

б) проанализировать договора аренды/условия и найти пару агентов;

в) сформировать четкие критерии.

Есть комичная история, когда мне предложили в Одессе квартиру в самом центре с видом на Дерибасовскую, хотя я просила тихую новостройку. Сказали, что по меркам Одессы — это очень даже новый дом и тут абсолютно тихий центр. А есть сложные истории, как в Дубаи, когда договора аренды до кризиса 2008 года составлялись на год и необходимо было вносить оплату вперед за 6 месяцев, к чему не каждый был готов.

Работа

«Кем я буду/могу работать?», «Необходимо ли мне учиться чему-то?». Если вы приезжаете по контракту и работа уже ждет вас, то вопрос решен. Но если же вам необходимо будет искать работу, тогда вас ждет целый ворох вызовов. Во-первых, обычно, в странах, не входящих в состав СНГ, необходимо получать специальное разрешение на работу. Во-вторых, важно определиться с языком общения и доучить/выучить его. В-третьих, ваша специальность может оказаться не востребованной или отрасль абсолютно не развивающаяся в этой стране. Тут есть четыре этапа, которые стоит соблюдать (при условии хорошего знания языка):

а) необходимо изучить рынок «около» вашей специальности, то есть составить список компаний и специальностей, на которые вы можете претендовать и выяснить основные рекрутинговые компании/HR-порталы по поиску работы,

б) посетить профессиональные выставки, конференции, мастер-классы,

в) составить резюме с учетом изученного,

г) познакомиться с лидерами в данной специальности — благо есть социальные сети, Linkedin и др.

В моей практике было столько курьезных случаев, когда профессиональные знакомства в Москве приводили меня в Одессу, а общение в Казахстане в европейские проекты. Так что пути карьерные неисповедимы. И еще важный момент — дайте себе время на поиск новой работы не менее 4-6 месяцев и подготовьте бюджет на проживание на данный период заранее.

Досуг

«Где и как я буду проводить свое свободное время?». Мой опыт показывает, что если у вас есть устойчивые хобби, как, например, у меня — джаз, арт и технологии, — то вам будет совершенно несложно зайти на Tripadviser и Facebook, чтобы найти «рыбные места». Но если же вам сложно контактировать с людьми сразу, то я рекомендую совместно с коллегами или знакомыми людьми посещать наиболее интересные события для души.

Важнее всего в первые дни адаптации его величество режим, даже в хобби. Если построите в новом месте свой режим — считайте, что адаптация пройдет гораздо легче. На самом деле, самыми устойчивыми, как показывает моя практика, являются контакты профессиональные и совместные активности (спорт, походы, творчество). Однажды, попав на джаз-фестиваль в Швейцарии, я подпевала музыкантам вместе с тогда еще незнакомым будущим руководителем по проекту, который сидел рядом. И так бывает.

В дополнение скажу, что очень важно еще выяснить, каким образом поддерживать связь с близкими. Во время работы над проектом в Стамбуле я столкнулась с экстренной ситуацией, которая случилась с близким человеком в Украине. Так вот, даже мне, искушенной поездками и решением многих задач на дистанции, пришлось изрядно понервничать. Оказывается, вызвать «скорую» из другой страны в Харьков по указанному адресу проблематично, пришлось просить на месте коллег посреди ночи. Так что подумайте о поддержке важных для вас людей заранее.

Узнать больше о ценности и важности разнообразия (diversity) и его влияния на эффективность бизнеса вы сможете при Business Wisdom Summit, который состоится в Киеве 27-28 сентября по адресу: концерт-холл «Атлас», ул. Сечевых Стрельцов, 37-41

— Читайте также: Як жінкам долати виклики і розвивати кар’єру у вищій освіті?