Семь главных новаций в системе высшего образования

Финансовая самостоятельность, отмена аспирантуры и докторантуры, невечные деканы и другие изменения, которые предстоит внедрить вузам

01.08.2014

В начале июля парламент принял новый закон о высшем образовании. Попытки согласовать его со всеми заинтересованными лицами и довести до принятия продолжались пять лет.

Наконец, после подписания соглашения об ассоциации с ЕС, депутаты пришли к согласию и договорились модернизировать образовательный процесс под требования ЕС. Перед вами основные изменения.

1. Финансовая автономия вузов

До сих пор все средства, которые зарабатывали государственные университеты, перечислялись на их счета в Госказначействе. Там деньги «зависали»: ведомство постоянно находило поводы не отдавать их на нужды университетов. Согласно новому закону, вузы смогут хранить заработанные средства не в Госказначействе, а в государственных банках. Соответственно тратить их тоже можно будет на нужды учебных заведений.

2. Внешний контроль качества

Проект закона предусматривает создание Национального агентства по обеспечению качества высшего образования. Членов агентства выбирают из представителей Национальной академии наук, вузов, работодателей и студентов. Именно у агентства перечень четких полномочий и сфер контроля самый широкий.

3. Никаких специалистов

Согласно новому закону, степени специалиста больше не будет. А вместо кандидатов наук аспирантура будет готовить докторов философии, а докторантура — докторов наук.
Остаются степени, принятые в ЕС:
1) младший бакалавр;
2) бакалавр;
3) магистр;
4) доктор философии;
5) доктор наук.

4. Внешнее независимое тестирование

До сих пор на законодательном уровне внешнего независимого тестирования, с помощью которого вот уже десять лет выпускники школ поступают в вузы, не существует. Это значит, что только от личности министра образования зависит, будет тестирование или его отменят. При министре Дмитрие Табачнике было несколько попыток отменить этот механизм. В новом законе он прописан.

5. Студенческое самоуправление

Закон расширяет возможности студентов влиять на процесс обучения. К примеру, два представителя студенческого самоуправления должны быть членами Нацагентства качества образования (см. п. 2). Как минимум 15% любого ученого совета вуза должны составлять студенты. Они же могут выбрать 25% учебных дисциплин, которые будут изучать.

6. Академическая мобильность

Введенный впервые термин обозначает, что законодательство способствует тому, чтобы студенты и другие участники образовательного процесса имели возможность учиться и стажироваться в разных университетах. Для этого, в частности, позволяется проводить обучение на английском и других иностранных языках. Механизмы сотрудничества с иностранными университетами должно разработать Министерство образования и науки.

7. Ограничение сроков

Для руководителей вузов, их заместителей, руководителей факультетов и заведующих кафедрами теперь предусмотрено ограничение пребывания на должности — десять лет (два срока).