Сергей Бабак: «Женщины не должны бояться рулить, во всех смыслах»

Вице-чемпион Украины по кольцевым гонкам о том, почему женщинам стоит идти в автомобильный спорт

Женщины не должны бояться рулить. В прямом и переносном смысле этого слова. Так считает доктор технических наук, вице-чемпион Украины по кольцевым гонкам и провокатор Сергей Бабак. В ходе HeForShe Congress он рассказал о том, почему женщины не принимают участия в автомобильных гонках и что необходимо сделать, чтобы в них победить.

«Не женское» дело?

Существуют ли «не женские профессии»? Зал отвечает, что таких профессий нет. Я тоже так считаю. Тогда следующий вопрос к залу: существуют ли «не женские» виды спорта? Тоже ни одного. Согласен. Автомобильный спорт – это «мужской» вид спорта или «женский»? Это спорт для всех, говорят из зала. Хороший ответ. О чем автомобильный спорт, как вы думаете? О драйве, о сноровке, о риске. Вы все и правы, и не правы одновременно. Автомобильный спорт о безопасности, потому что мы вкладываем в безопасность больше ресурсов, чем во все остальное. Это о дисциплине. Это о борьбе со своими страхами. Во время гонок скорость на повороте может достигать 160 км/ч, и теперь я хочу спросить у женщин: кто готов сесть рядом со мной в гоночный автомобиль? Несколько рук в зале – это здорово, я горжусь вами. Во время соревнований я предложил сесть рядом 50-ти женщинам, но сели только две. Первая – журналистка, а вторая – представитель компании-спонсора. А теперь задам серьезный вопрос: кто готов отдать свою дочь в автоспорт? Много рук в зале. А если я скажу вам, что 10% пилотов, которые участвуют с нами в горном чемпионате, к концу сезона разбивают свои машины так, что их потом восстановить невозможно (с пилотами все хорошо) и снова задам тот же вопрос: кто готов отдать свою дочь в автоспорт? Давайте посчитаем, сколько рук поднято – немногим более десяти. Вот вам и ответ на главный вопрос: почему женщины не выигрывают автомобильные гонки? Потому что их там просто нет. Нельзя выиграть то, в чем ты не принимаешь участие.

Вдохновляющие примеры

Есть ли женщины-пилоты в мировом спорте? Да. Например, француженка Мишель Мутон, которая в 1982 году стала вице-чемпионкой мира по ралли. Это очень тяжелая дисциплина, требующая серьезной подготовки. В 1985 году она выиграла другую гонку – подъем на холм Пайкс Пик, она не просто выиграла, а побила рекорд этой трассы, который держался 10 лет. Еще один прекрасный пример – Ютта Кляйншмидт, которая 2001 году выиграла гонку Париж — Дакар. Но это в мире. А что в Украине? И в Украине примеры есть, при чем никто из женщин, о которых я буду говорить, не является профессиональным спортсменом. Ирина Протасова, которая возглавляет Lifeberry Events, стала вице-чемпионкой в 2008 году. Ксения Никс, адвокат и вице-чемпионка по кольцевым гонкам в 2015 году, призер чемпионата Европы, мастер спорта.

Как вы думаете, кто более успешен в украинском автоспорте – женщины или мужчины? Вопрос с подвохом. Я вам отвечу. Эти две женщины, о которых я говорил ранее, — Ксения и Ирина. Они показывали 100-процентный результат, потому что их всего двое. Когда в 2016 году я принимал участие в Чемпионате Украины, я был всего лишь 30-м мужчиной, который выиграл этап. А участников было 250. То есть по количеству участников и победителей женщины лидируют с невероятным отрывом, что нас, мужчин, пугает, на самом деле.

Это все в прошлом. Давайте посмотрим в будущее. Есть прекрасный пример – Мария Караваева. Два года назад она увлеклась картингом, и за это время она стала участником мировой серии SWS Endurance Cup 2018, а в этом году участвовала в чемпионате мира в гонках на выносливость, которые длятся 12 часов. Она входит в топ-30 пилотов мира.

Еще один пример – Кристина Шундаревская. В свои 16 лет она уже стала чемпионом Украины по картингу. Она была одной из 25 пилотов, которые участвовали в гонке на Гран-при Трускавца, где заняла 17-ое место. Это хороший результат, или нет? Для того чтобы понять, нужно задать этот вопрос тем семи мужчинам, которые остались позади нее.

Что мешает женщинам попасть в автоспорт?

Мужчины? Поверьте, нет. Я спрашивал у пилотов-мужчин, готовы ли они гоняться с женщинами, и среди них крайне редко попадались те, кто говорил, мол, «не женское» это дело. Все остальные, а их большинство, относятся к участию женщин в гонках положительно. Проанализировав, кто и что мне говорил, я понял, что такое восприятие — не вопрос воспитания, это вопрос образования. Образованные мужчины никогда не скажут, что автоспорт не для женщин. Мы не воспринимаем женщин за рулем как конкурентов, потому что во время гонок мы боремся сами с собой, по большому счету.

Физиология? Да, между женщинами и мужчинами есть различия, но автоспорт – не тяжелая атлетика. Тут нужны определенные навыки и подготовка. Многие женщины водят и им это нравится. И ничто не мешает им сесть за руль спортивного авто.

Выносливость? Буквально на днях, бегая на дорожке в спортзале, я обратил внимание, что две из пяти женщин, которые тоже бегали рядом, делали это быстрее и дольше.

Общественное мнение? Возможно, мешают мысли: что люди скажут? Что обо мне подумают? Как меня оценят? Я с этим сталкиваюсь буквально ежедневно. Как вы представляете себе доктора наук? В помятом костюме и со старым портфелем в руках, но точно уж не в мотоциклетных ботинках и кожаной куртке! Не обращайте внимания на общество, потому что общество всегда будет что-то говорить. И учитывайте тот факт, что 10% населения Земли имеют психические отклонения. Не забывайте об этом факте – он будет вас успокаивать.

Неравные возможности? Готовясь к этому выступлению и общаясь с разными околоспортивными людьми, я пришел к выводу, что у женщин возможностей больше. Два простых примера. Первый: мои спонсоры будут рады увеличить бюджет, если в гоночной команде появится женщина. Они готовы инвестировать в пилота-женщину, только потому что она будет первой. Они будут бороться за пиар не из-за лучшего результата, а из-за уникального результата. Второй момент – медиа. Знаете в каком случае берут интервью у гонщика-мужчины? Только тогда, когда он выигрывает. Для того чтобы мне попасть в медиа, я должен обойти 25 – 30 соперников на старте. У женщины-пилота интервью возьмут в любом случае, потому что она одна. И это здорово!

Может, мешают другие вещи?

Стереотипы, которые закладываются с детства. До сих пор девочки, девушки слышат: «ты же девочка, тебе не нужно этим заниматься». Но, поверьте, мы, мужчины, тоже слышим: «ты не должен плакать, ты же мальчик», «ты должен терпеть». Но почему, если я терпеть не хочу?! Вот такие стереотипы мешают, которые закладываются в семье и укореняются в школе.

Самостигматизация. Этот фактор я считаю наиболее тяжелым, потому что все ограничения мы зачастую создаем для себя сами. Но вы никогда не узнаете, если не попробуете.

Страх буквально на счет всего. Психологи говорят, что страх можно разделить на две категории. Первая – экзистенциальный страх, то есть инстинкт самосохранения. Он не вреден, а полезен. Без него заниматься автогонками сродни самоубийству. Вторая – страхи, которые вас ограничивают. Эти страхи вредоносные. А вообще все страхи сводятся к одному – страху неизвестности. Например, есть люди которые боятся высоты. На самом деле, они не высоты боятся, они боятся упасть. А почему боятся упасть? Потому что боятся умереть. Почему люди боятся умереть? Потому что не знают, что будет потом.

Давайте представим параллельный мир, где у вас нет стереотипов, самостигматизации и страхов. Вы представляете, какие возможности открываются перед вами? Просто безграничные!

Подготовила Ира Керст

Фото: Алена Владыко, Эмма Солдатова

— Читайте также: Георгій Коваленко: «Бог створив нас рівними, хоча й різними. Отже немає підстав для дискримінації»

Мы в Facebook