Школа жизни: Как во Франции школьники узнают о сексе и процессе зачатия

Пестики, тычинки и икрометание

26.10.2016

Поколение моих сверстников (скажем, 1970-1980-х гг. прошлого века, даже формулировать это страшно!) узнавали все подробности о процессе взросления и деторождения методом обсуждения деталей в общих посиделках у кого-то на чердаке во время летних каникул у бабушки. Обычно после первого-второго класса школы. Всегда находилась чуть более взрослая девочка или парень, которые просвещали зеленую поросль, как могли. Еще была Медицинская энциклопедия и «Энциклопедия молодой семьи», которую родители старательно прятали у себя в тумбочке в спальне.

Теперь же дети учат основы полового воспитания и биологические процессы зарождения человеческой жизни в школе. Во всяком случае, так происходит во Франции, где мы живем с двумя дочками 11 и 13 лет – тут колледж подходит к вопросам просвещения серьезно. Первый год обучения в колледже, что равняется украинскому 6-му классу средней школы, начинается с изучения такого предмета как Sciences («Науки»). Он объединяет в себе три больших направления – различные технологии (например, дети изучают основы работы ГЭС), биологию и основы физики.

Вот как раз биологическому пласту и достается роль «старшей девочки в летней компании». Системный подход – наше все. Сначала детвора отправляется куда-нибудь на местный пруд изучать личинок стрекоз и головастиков. Потом они изучают все возможные виды опыления у растений и всяческих живородящих и икромечущих рыб. Ну, а как же с родом человеческим?

— Я буду писать контрольную завтра, – однажды вечером мой младший ребенок вернулся домой озадаченный.

— И какая у вас тема? – поинтересовалась я.

— Взросление и пубертатный период.

Признаюсь честно: это было неожиданно. От своих украинских коллег-мам я слышала, что на отдельных уроках в школе детвора так или иначе изучает строение репродуктивной системы человека, да и моя личная биология в старших классах, помнится, проходила под дружный гогот с задних парт, как дело доходило до изучения оплодотворения и функций взрослеющих организмов. Но контрольные? В 11 лет?

Оказалось, что все давно придумано и разработано. Ученики французского колледжа не зря бродили по колено в грязи и листве, разбираясь, кто из обитателей местного леса с прудом отложил икру, кто закуклился до следующего лета, а кто родился у мамы с папой. Вооружившись всеми приобретенными знаниями о пестиках, тычинках, оплодотворении у животных, насекомых и всяких рыб, дети переходят к собственному биологическому виду – и делают это вполне логично.

Учительница (у моей дочери ведет эти «Науки» очень ответственная мадам), конечно, тоже призывает к порядку особо развеселившуюся при слове «пенис» публику с задних парт, но для большинства детей информация не представляет собой ничего, кроме информации. И, правда, а что делать, если органы имеют свои названия? Учить терминологию! Кстати, ученики лицея на этих же уроках узнают, какие животные дольше всего вынашивают своих детенышей, и кто приносит в этот мир по 5-6 и более малышей, а кому положен один наследник за один раз, кто из животного мира – образцовый папа, и чьи мамы заботятся о всех детенышах своих соседок с одинаковым вниманием. Одним словом, ученики получают задачу найти общие принципы и различия в процессах воспроизведения на всяких разных ступенях живого мира вокруг нас.

Тема же самого секса и зачатия – это уже несколько другое занятие, которое лишь тематически связано с чисто информационными вопросами. Здесь детям уже объясняют, как и что происходит в семейной паре, которая решилась на рождение ребенка, для чего и как работают все репродуктивные органы мужчины и женщины. В ход идет и анимационный фильм, который рассказывает о внутриутробном развитии ребенка до момента рождения, и аналогии с животным миром вокруг нас.

И напоследок – любопытный факт из серии «Очевидное невероятное». Выяснилось, что не все дети в возрасте 11 лет, одноклассники 6-го класса общеобразовательного колледжа во Франции, куда ходит моя младшая дочь, до этого решительного урока знали, откуда они взялись. Кто-то был удивлен, кто-то хихикал, кто-то недоверчиво хмурился, кому-то мама действительно сообщила, что нашла свою дочку – правда, не  в капусте, а в розовых кустах, что романтичней. Несмотря на просвещенный век высоких технологий, беспроводной доступ к любым терабайтам любой информации, все по-прежнему начинается в семье. Как и пару веков назад, открытость (или закрытость) вопросов полового воспитания берет свое начало в рамках общения ребенка со взрослой частью своей семьи. Ну, а школа лишь помогает навести порядок в голове и избежать недоразумений о функциях пестиков  и тычинок.

Личный блог Ларисы Мищанчук: ptaxa.kiev.ua

— Читайте также: Неприкосновенность тела: Как говорить о согласии в сексе с детьми разных возрастов