StopFakeExperts: Реальная vs. мнимая компетентность и как их отличать

Ирина Метнева о диванной экспертизе и ценности проверенной информации

В эпоху больших данных, в которой мы живем, крайне необходимо четко отбирать информацию, выделять только достойные доверия ее источники и пристально присматриваться к экспертам различных отраслей. О качествах реальных и мнимых экспертов, особенно в социальных сетях, размышляет Ирина Метнева, креативный директор VANDOG Agency, член совета директоров ADC*UA, партнер медийного проекта BeautyHUB.

Недавно мне написала журналистка с предложением снять сюжет на тему сексизма. Ей сказали, что я – эксперт в этом вопросе. Хм…

Все началось в конце лета, в рамках ADC*UA, украинского клуба арт-директоров, целью которого является профессиональное развитие креативщиков, где мы инициировали проект Stop sexism! Он предполагал курс образовательных лекций, поддержку в прессе, интервью с интереснейшими успешными женщинами из рекламы и маркетинга.

До начала проекта я была знакома с сексизмом лишь благодаря фестивалю Cannes Lions и специальной категории для кампаний на эту тему – Glass Lions. Я путала термины «пол» и «гендер», ошибочно трактовала понятие «феминизм».

Меня заинтересовала даже не столько сама тема, сколько реакция на нее, которая непременно возникала каждый раз, как только начинаешь об этом говорить. Но уровень кухонных посиделок мне уже давно неинтересен, хотелось погружения в тему. Я начала общение с реальными экспертами: кандидатами наук, преподавателями социологии, психологами, историками. Я начала читать и смотреть, анализировать и делать выводы. Как правило, чем больше изучаешь, тем больше вопросов задаешь себе самой и знающим людям, но и по сей день я отнюдь не чувствую себя экспертом. Жизнь преподносит неоднозначные ситуации, где довольно сложно провести черту между сексизмом и межполовыми отношениями. И тогда нужно для начала включить толерантность, терпимость и человеколюбие, чтобы не начать повально обвинять всех мужчин, которые проявляют себя как мужчины, в сексизме. К сожалению, те, кто называет себя экспертами по гендеру, не всегда могут похвастаться состоянием настоящего эксперта в этих вопросах. Но стоит написать пост на эту тему, как от псевдоэкспертов нет отбоя. Люди, которые не потрудились понять разницу между «сексизмом», «гендерным равенством» и «феминизмом», с удовольствием поучают и «со знанием дела» мешают грешное с праведным.

Хотя я отвлеклась. Так вот, ничуть не чувствуя себя экспертом по гендеру, я тем не менее пользуюсь популярностью в этом смысле в сети, никак не лоббируя эту свою позицию. Меня это откровенно удивляет. Как и ситуация с моими бьюти-проектами.

Будучи рекламистом, я приняла предложение сделать совместный глобальный ресурс в бьюти-индустрии. Мы создали на одной площадке медиа, букинг-часть и образовательный проект. Конечно, как профессионал я знаю: чтобы проект взлетел, нужно о нем говорить много и разнообразно, привлекая лидеров мнений из разных областей. Выступив «продюсером» проекта, я тем не менее снискала славу бьюти-эксперта, которая, в общем-то, мне ни к чему. Наверное, с таким же успехом я могла бы стать «экспертом» в нефтедобывающей или фармакологической области, если бы на предложение о подобном медийно-сервисном проекте ответила «да».

О чем это говорит?

Прежде всего, о нехватке людей с компетенциями, визионеров, людей с харизмой и умением отвечать на вызовы современности инновационными решениями. Профессионалов, готовых стать и «лицом», и «голосом» компании, при этом развивающих индустрию и поднимающих ее на принципиально новый уровень, очень мало. Собственники компаний, зачастую погруженные в административные, операционные и бытовые вопросы, не справляются с этой ролью. Не потому что «не фотогеничны», а потому что компетенции в коммуникациях нарабатываются годами упорного труда и ценой многих побед и поражений. 

И здесь легко отличить настоящего специалиста от фейкового – кейсы и результаты реального эксперта могут быть неоднородны, но всегда в долгосрочной перспективе ведут к улучшению общего результата компании. Настоящий эксперт делится любопытными подробностями о своих достижениях, оперирует точными данными, понимает причинно-следственные связи успехов и неудач. И никогда не будет винить кого-то другого в своих провалах!

Поэтому, подыскивая эксперта для комментария, работы, партнерства, поинтересуйтесь у участников рынка, работодателей, а главное – у него самого о его экспертизе. Ну а мнение сегмента Facebook, падкого на истории об американской мечте, дауншифтинг и коуч-сессии, и активно восхищающегося «экспертами» и «специалистами», делите на десять. Ведь короля делает свита. И нам, в рекламе и медиа, хорошо это известно.

— Читайте также: Не по течению: Правила персональной ответственности

Мы в Facebook