Так ли важен компьютер для успеха в учебе?

Свежий рапорт ОБСЕ "Ученики, компьютеры, образование: устанавливая связи"

16.09.2015

Уже несколько лет школы Украины с легкой руки профильного министерства, взяли курс на глобальную компьютеризацию, «равняясь на Запад». По общему убеждению доступ к информационным технологиям в процессе обучения – залог высоких показателей учеников. Дело обстоит не совсем так, говорит новый рапорт Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

В исследовании Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) о роли компьютера в улучшении базовых показателей учеников в чтении, математике и наукам приняли участие свыше развитых 30 стран и экономических центров.

Рапорт ОБСЕ «Ученики, компьютеры, образование: устанавливая связи» подводит итоги масштабного исследования результатов по базовым знаниям школьников, в том числе влияние массированного использования информационных технологий в процессе школьного обучения. Выводы исследования достаточно неожиданны: даже в странах, которые инвестировали крупные ресурсы в компьютеризацию обучения, ученики не показали заметного улучшения показателей по сравнению с результатами исследования 2012 года.

Schülerin hebt Hand im Unterricht

Больше — не значит лучше

На сегодняшний день именно ученики, в школах которых компьютер используется умеренно показывают более высокие результаты, чем ребята, в школах которых компьютер используется редко. Худшие результаты у учеников, в процессе обучения которых школы используют компьютерные технологии очень часто, и это даже в «хороших» школах и у детей из благополучных/состоятельных семей.

«Школьная система должна искать более эффективные пути интеграции информационных технологий в учебный процесс, обеспечить учителей теми ресурсами, которые способны развивать педагогику 21 века и давать детям навыки 21 века, которые помогут им добиться успеха в завтрашнем мире,» – говорит Андреас Шлайхер, Директор сектора ОБСЕ в сфере образования. «Технология – это единственный способ глобально расширить доступ к знаниям. Для того, чтобы достигнуть этой цели, странам необходимо повысить эффективность инвестиций, то есть обеспечить участие самих учителей в авангарде технологических разработок в сфере обучения».

В рапорте подчеркивается, что разрыв между учениками, которые сдавали тест по чтению на компьютере примерно такой же, как и в традиционном тесте по чтению, проводимом ОБСЕ, не смотря на то, что подавляющее большинство учеников в независимости от социального происхождения широко пользуются компьютерами. Это означает, что для того, чтобы уменьшить неравенство в уровне цифровых навыков, нужно для начала обеспечить одинаковый уровень базового образования.

MathsSchool-MattAustin-109

Основные навыки работы с информацией для учеников

Для проверки информационных навыков в ходе теста ребята из 31 страны и экономического центра использовали клавиатуру и мышку для навигации по тексту. Они должны были уметь применять такие инструменты как гиперссылка, кнопка браузера и скроллинг для поиска информации, а также составлять списки данных и пользоваться программой калькулятора.

Лучшими по результатам теста были ученики из Сингапура, Кореи, Гонконга, Японии, Канады и Шанхая. Такими же были и их результаты в 2012 году в «бумажном» чтении, а это значит, что большинство умений, нужных для он-лайн навигации, может быть получено в ходе применения традиционной техники обучения чтению.

В то же время рапорт подчеркивает и отличия. Ученики из Кореи и Сингапура показывают намного более лучшие результаты в технике он-лайн, чем ученики из других стран с теми же результатами по «бумажному» чтению: например в Австралии, Канаде, Гонконге, японии и США. Ученики из Польши и Шанхая – отличники в традиционном чтении, пока не могут перенести свои навыки в цифровое пространство.

Так нужны ли в наших школах компьютеры? Да. Но прежде всего нам нужны программы, которые не будут превозносить компьютерный класс как панацею от неуспеваемости и необходимы учителя, которые в состоянии принимать участие в разработке и применении эффективных информационных методик.

В исследовании принимали участие: Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Канада, Чили, Китай-Тайпей, Колумбия, Дания, Эстония, Франция, Китай-Гонконг, Венгрия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Корея, Китай-Макао, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Китай-Шанхай, Сингапур, Словакия, Словения, Испания, Швеция, ОАЭ и США.

Источник: oecd.org