Тамрико Шоли: «Слова, которые мы используем в тексте, могут рассказать о нас все»

Как создать текст на тысячу репостов

Писательница Тамрико Шоли совсем скоро проведет в Киеве курс авторских лекций How to Wow, в рамках которых будет обучать, как писать текст на тысячу репостов. А сегодня она делится главными лайфхаками эксклюзивно с читателями WoMo.

Каждый день я получаю десятки писем от читателей, пиарщиков, журналистов, фотографов, деятелей искусства и т.д. Каждый раз я замечаю, как даже самые стоящие и интересные предложения теряют свою ценность из-за того, как они сформулированы. Какие слова были использованы для того, чтобы рассказать – о себе, своем продукте, услуге или проекте.

Невероятное и удивительное

Начнем с прилагательных, которых все так любят (особенно рекламщики и их клиенты). Для меня в этом вопросе уже давно является притчей отрывок из книги Экзюпери «Маленький принц», где главный герой сетует: «Если сказать взрослому, что это был великолепный сад, он просто пожмет плечами и кивнет, а если сказать ему, что на этот сад были потрачены миллионы долларов, он тут же восхитится «невероятно, какой удивительный, должно быть, сад!». Маленький Принц, разумеется, сожалеет об отсутствии образного мышления у взрослых, но факт есть факт: чем абстрактнее слово, тем меньше эмоция, которую мы к нему используем. Если писать в тексте только прилагательные а-ля «волшебный», «яркий», «чувственный», «поразительный», «красивый» — читатель либо ничего не почувствует, либо что-то совершенно свое, потому что у всех людей мира свое представление о волшебстве, поразительности и степени красоты. Для четкости восприятия нужны факты.

«Живых» текстов для книг и социальных сетей это касается вдвойне. Если хотите, чтобы ваш текст действительно почувствовали, никогда не пишите «она была неприятной особой». Пишите «от нее пахло лекарством и сигаретами. Кажется, вчера соседи снова просили ее не курить возле цветов в общем коридоре. Кажется, вчера она опять оставила там не только окурки, но и использованные салфетки». Зачем нужно чувствовать тексты? Потому что только сильные эмоции (как позитивные, так и негативные) заставляют человека поделиться текстом в соцсетях или рассказать о нем другим.

Добрый день и чао-какао

Слова имеют огромное значение. Где бы вы их не использовали, даже в банальном мессенджере. Вам кажется, что нет никакой разницы, между тем, чтобы написать знакомому человеку в сообщении «Привет», «Приветик», или «Хай!», между тем, все три варианта будут истолкованы совершенно по-разному. «Приветик» сразу настроит на игривость, кокетливость и, в некотором роде, передаст неуверенность пишущего, который как бы сразу вот этим суффиксом «-ик» пытается зачем-то смягчить свое обращение. «Хай!» перекинет на волну модерна, трендов, желание показаться круче и легче, свободнее. «Привет» — слишком нейтрально и в большинстве случаев выступает вообще как «слепое пятно» в текстах: читающий человек практически не замечает его и приступает сразу к основному тексту. Спустя время ему кажется, что вы никогда не здороваетесь с ним в сообщениях.

Вместо слов — эмоджи?

Слова имеют огромную силу, потому что могут вызвать определенную картинку в голове, ведь абсолютно каждое из них несет свою ассоциацию и оттенок, которого нет больше ни у кого. В тексте написано «она села», и у читающего появляется чувство уверенности. В тексте написано «она присела», и перед глазами всплывает робкость ситуации. В тексте написано «она уселась», и мы тут же видим перед собой дородную даму с собственным мнением на счет всего, хотя еще не прочитали ни слова о ее внешности и характере. Правильно подобранные слова могут вызвать в голове читателя именно ту картинку и состояния, которые вы хотите, чтобы он увидел и ощутил.

Слова – это еще и наш культурный код, и самопрезентация. По тому, как согласованы слова между собой, можно уловить темперамент человека и его черты характера, даже если это всего лишь текст, и никто не слышит вашего голоса. Вы ставите много запятых и других знаков препинания? Вы используете низкочастотные (редкие) слова? Вы больше пишите длинными или короткими предложениями? В ваших текстах больше глаголов или прилагательных? Часто ли вы используете сравнения? Возможно, вы не задумывались, но это все – не просто так, это ваши черты характера.

Впрочем, у нового поколения культурный речевой код немного иной. Я была свидетелем переписки двух тринадцатилетних подростков, которые в 15 месседжах не использовали слова вообще – только гифки, смайлы и линки. «Что это было?» — спросила я. «Мы так общаемся», — ответили мне они. Это не деградация и не прорыв, это просто другой способ общения. Точнее, с помощью других знаков. И если мы хотим оставаться «на волне» с подрастающим поколением, нам нужно научиться понимать и использовать этот код общения тоже.

Фото: Anna Scheidemann

— Читайте также: Тамрико Шоли: «Я хочу, чтобы женщины не боялись жить своей жизнью»

Мы в Facebook