Татьяна Кретова: «Женщине в бизнесе сложнее достигнуть чего-то, поскольку ее социальная роль ассоциируется с определенными стереотипами»

Как искусство и бизнес объединяются ради помощи девочкам и женщинам в вопросе доступа к образованию

14.11.2017

То, что одной из ключевых проблем гендерного неравенства является отсутствие доступа к образованию, — это факт. Согласно данным ЮНЕСКО, более 130 млн девочек сегодня не имеют возможности получать образование, а значит теряют шанс на лучшее будущее для себя. Но знать статистику — мало, необходимо действовать, — таким принципом руководствуется Татьяна Кретова, региональный директор IE Business School в Азии и Океании, социальный предприниматель, основатель бренда Simplifi.

Вместе со своей коллегой и талантливым фотографом Виет Ха Тран она запустила проект арт-фотографии IFEMME, который посвящен женщинам и подчеркивает важную роль образования. Кроме того, этот проект направлен на привлечение средств для помощи женщинам, не имеющих доступа к качественному образованию. 16 ноября состоится презентация проекта в Мадриде, но и на SHE Congress 24 ноября, который организовывает WoMo, каждый также сможет подключиться к этой важной инициативе. 

Таня, расскажите, как вы познакомились с Виет Ха и из чего родилась идея вашего совместного проекта IFEMME? В чем заключается его суть и миссия?

Мы познакомились в бизнес-школе IE, поскольку обе являемся ее выпускницами и работаем там же вместе. Я занимаюсь международным развитием в регионе Азия и Океания, а Виет Ха — директор приемной комиссии Финансовых программ. Однако, помимо работы в Школе, Виет Ха — великолепный арт-фотограф, а у меня свой бренд белых рубашек для женщин Simplifi. Мы обе стремимся сделать мир лучше. Год назад фотографии Виет Хи вдохновили меня на идею сделать совместный проект о деловых женщинах и сделать его с социальной составляющей. Виет Ха с радостью восприняла идею, и мы начали думать о том, каким он мог бы быть. В декабре 2016 года Виет Ха путешествовала по Тибету и вернулась очень вдохновленной, прочитав книги о Room to Read – фонде, основанном бывшим топом Microsoft для образования детей в восточной Азии. Мы решили, что наш благотворительный проект так же будет направлен на помощь в образовании женщинам. Наша цель — в следующие несколько лет собрать 100 тысяч евро для того, чтобы помочь большему количеству женщин и девочек получить образование. Мы передадим вырученные средства фонду Room to Read, который строит библиотеки, школы, выдает стипендии на обучение для девочек. Мы верим, что именно доступ к образованию, а не просто социальные выплаты способны повлиять на жизнь человека.

Почему в своем проекте вы делаете акцент именно на проблемах женщин?

Сложно осознать, но на сегодняшний день в мире более 800 миллионов людей не умеют читать, и две трети из них составляют женщины. Кроме того, мы как женщины, занимающиеся бизнесом, понимаем важность поддержки, потому что порой нам приходится намного сложнее достигнуть чего-то, поскольку социальная роль женщины все еще ассоциируется с определенными стереотипами. Например, недавний факт того, что в Саудовской Аравии у робота больше прав, чем у женщин. Или в Индонезии, например, считается, что девочкам не нужно ходить в школу. Нам близок этот вопрос, поскольку и в личной жизни, и в профессиональной мы сталкиваемся с ситуациями, которые подтверждают необходимость целенаправленной работы в направлении поддержки женщин.

Насколько я поняла, героинями фотопроекта стали представительницы разных стран. По какому принципу вы их выбирали? И как вы считаете, что их объединяет, несмотря на культурные различия?

Героини проекта — наши коллеги и студентки IE. В предпринимательском духе IE нам очень хотелось как можно скорее начать реализацию проекта, а наша альма-матер — прекрасный источник талантливых, вдохновляющих людей. Для нас было важно, чтобы женщины на фото были из разных стран, что мы подчеркиваем национальными костюмами. И в то же время всех женщин объединяет успех, отчасти в большой мере достигнутый благодаря образованию. Белая рубашка подчеркивает именно роль образования – «белого воротничка», более высокого социального положения. Таким образом мы стремимся показать многогранность успеха, важность оставаться собой и в то же время важную роль доступа к образованию.

Подбирать участниц проекта было очень увлекательно, поскольку помимо идеологии разных стран, успеха, была очень важна эстетика. Ведь эти арт-фото будут продаваться коллекционерам и представляют собой один из ключевых источников средств, которые мы планируем поднять для проекта.

Ваш бренд рубашек — это пример социального бизнеса. Расскажите, в чем состоит его sustainable компонент, и почему вы решили заниматься социальным предпринимательством?

Я всегда мечтала о своем деле. Во время учебы в бизнес-школе это желание стало еще сильнее, кроме того появились и знания, и навыки, необходимые для этого. Моя мама — социальный деятель с более чем 20-летним опытом, она мечтала создать социальное предприятие, чтобы проводить проекты не только за счет грантов, а финансировать социальные программы, производя продукцию и помогая женщинам приобретать навыки работы. Когда ее мечта сбылась и ОБСЕ поддержали ее в идее создания такого предприятия под названием «Барвиста», стал вопрос: а что производить? Я большая любительница белых качественных рубашек, и мне было сложно найти то, что я искала на рынке. Так и родилась идея создать бренд рубашек Simplifi, который стал первым клиентом предприятия. Мне нравится осознавать, что это не просто очередной бизнес, не еще один бренд, не скопированные слоганы про эко, а реальное дело, которое делает жизни других людей лучше. Прибыль от предприятия инвестируется в социальные программы, реализуемые Житомирским информационно-консультативным центром. И что важно, предприятие производит не дешевые сувениры, а высококачественную продукцию. На сегодняшний день предприятие растет и приобратает новых клиентов, что означает большие возможности образовывать женщин.

В каких форматах планируете продолжать свой проект IFEMME?

Наш проект поддерживает ряд людей и компаний. С центром разнообразия IE мы планируем провести всемирный тур, который объединит в себе конференцию по женским вопросам, исследования ситуации в каждой из стран тура, выставку фотографий. По результатам тура мы планируем выпустить книгу. Наша миссия, с одной стороны, вдохновлять подрастающие поколение, с другой стороны, освещать вопрос и привлекать к нему внимание, а также оказывать практическую помощь.

Как могут его поддержать ваши единомышленники, в частности в Украине?

В онлайн-магазине simplifishirts.com каждый может приобрести фото, открытки, специально разработанную модель рубашки и запонки, разработанные с Lena Yastreb, и таким образом сделать вклад в проект. Ведь всю прибыль мы инвестируем именно в него. Так же во время SHE Congress в Киеве мы представим IFEMME-продукцию, купив или разместив заказ на которую, каждый может сделать вклад в развитие предпринимательских проектов в Украине.

Беседовала Татьяна Касьян. Фото Виет Ха для проекта IFEMME

— Читайте также: Вирджиния Литтлджон: «Мужчины могут инвестировать в бизнес-проекты женщин, если хотят лучших возможностей для своих дочерей»

Новини партнерів