Тяга к высшему: 4 мысли родителей о вузах

Единственный шанс или комплекс отличника?

10.05.2017

Многие родители стремятся дать своим детям высшее образование, однако о том, что оно значит в современном мире, единого мнения нет. У каждого из родителей свое видение и украинских вузов, и уровня образования, который они дают. Своими мыслями по этому поводу поделились участники дискуссии «Кому вышка? Кто выживет: родители или дети?», организованной Inveria, психоаналитиком Еленой Платовой и Лилией Горелой, продюсером проекта Родительское собрание.

Александр Лядов, In-between with Alexander Lyadov Podcast, отец двоих детей

Мне очень импонирует мнение о том, что высшее образование – это способ подать сигнал работодателю. Это позволяет выделить человека на начальном уровне, просто для того, чтобы начать с ним общаться. Если передо мной три соискателя и у одного из них диплом университета, мне импонирующего, то я выберу его. Хоть я учился и в Украине, и за рубежом, все равно очень скептически отношусь к высшему образованию, особенно специализированному. Успешность на работе определяется набором навыков, а их можно накопить только благодаря опыту. На данный момент наша система образования – рудиментарна, и такие события, как выпуск или поступление, не нужны.

По большому счету, если бы можно было по ходу обучения менять курсы, и такая система уже вводится, то пятилетнее обучение быстро отомрет, а страхи родителей и детей станут бессмысленными. Больше всего меня как родителя волнует то, чтобы у ребенка было «топливо», жизненная энергия, нужная для учебы. А она будет только в том случае, если ребенок хочет учиться. Сжав зубы, можно поступить, а учиться пять лет в таком состоянии невозможно. Иначе получается сверхнасилие в духе доктора Лектора.

Процесс познания у ребенка непредсказуем. Моя теория воспитания заключается в том, что нужно поливать то, что растет. И если у него появляется интерес, то его нужно поддерживать, но если ребенок должен поступать только потому, что надо, это неправильно.

Светлана Машовец, специалист в PR, мама дочери

Мой ребенок ничем не интересовался, и для меня, гиперактивной и деспотичной матери, это была большая проблема. Пришел 11 класс, и я решила, что мы наймем любых репетиторов, лишь бы она поступила. В школе мы все прекрасно сдали, но ее поступление решила биология – единственный предмет, который она готовила сама. В моей семье у всех высшее образование, и это уже превратилось в комплекс. Выражение «будешь дворником!» для нас являлось самым чудовищным ругательством. Но на сегодняшний день я признаю свое поражение: никакой педагогический опыт не помог мне при поступлении дочери, которая на ЗНО четко показала свои личные способности и переживания. Родные страховали девочку со всех сторон, но она получает то образование, которое хочет именно она.

Андрей Шлыков, владелец РА «Академия рекламы», отец двоих детей

Образование – это «корочка», от молодых специалистов, только что покинувших вуз, никто не ждет глобальных свершений, и по большому счету они могут делать все, что хотят. Но аттестат – это возможность постичь то, что тебе неизвестно.

Денис Сильченко, PAPA Atelier, отец дочери

По моему мнению, за то время, которое тратится на получение высшего образования, можно расширить свой кругозор. И множество нынешних студентов более мотивированы, чем те, кто не знает, чем заниматься. Все совершают ошибки, но если стоит вопрос «учиться или не учиться?», то, конечно, учиться! Нужно пробовать, пытаться понять, что нравится. Если вы не знаете, чем заняться, то выберите фундаментальную науку, которая в принципе всегда может быть полезна, как математика, биология, химия, за которыми стоит будущее. Работая в международных компаниях, я смотрел на современную молодежь, и это совсем другие люди. Они в детстве поставили себе цель, и планомерно ее достигают.

Высшее образование – это прикольно. Это как минимум пять лет, когда рядом с тобой находятся такие же читающие, увлеченные, молодые люди, с которыми интересно что-то придумывать. Эти люди мечтают, представляют идеальную жизнь и потом реализуют эти представления.

Но буду ли я заставлять своих детей получать высшее образование? Нет. Моя дочь увлекалась рисованием, в 10 классе решила, что в школе ей не нравится, и перевелась в художественное училище. По моей градации это было ПТУ, но что я могу сделать, если она не хочет учиться в школе? Затем она захотела учиться рисованию во Франции, нашла колледж сама, и все, что я сделал для нее, – дал деньги на образование. У них там студентам не модно зарабатывать, потому что ты не можешь думать о высоком, быть художником. Но у меня деньги кончились, и она стала самостоятельной, начала отвечать за свои поступки. Будь я при деньгах в тот момент, то не рискнул бы поступить так жестко. Но поскольку все так сложилось, то она научилась работать, и это абсолютно правильно.

Фото: Александр Роженюк

— Читайте также: ЗНО: Страхи родителей и надежды детей