В личных целях: Как работает сторителлинг

Объясняет бизнес-тренер Валерий Примост

07.11.2018

Сторителлинг — это не какая-то прикладная модная штукенция с окончанием на -инг, как нетворкинг, скрапбукинг и лифтинг. Это инструмент для передачи опыта, для распространения новых идей, для получения поддержки и одобрения для тех групп, в интересах которых рассказывается история. Это также действенный терапевтический метод: вы смотрите на свою жизнь через другую призму и окружающие тоже смотрят на вас по-другому. Как работает сторителлинг и как начать моделировать свою стори рассказывает тренер Валерий Примост.

Озвучивание истории придает приватному общественное значение, — утверждала Ханна Арендт, создавшая теорию современной политики. Не важны ни пол, ни возраст рассказчика: повествование и аудитория, которая слушает — вот, где зарождается власть.

Сториз, волшебство и привязанность

В 2017 году на конференции TED выступил международный спикер и коуч по современным навыкам презентации Дэвид Филлипс. Он рассказал об эксперименте журналиста Роба Уокера. В 2009 году Роб купил на Ebay 200 предметов на общую сумму 129 долларов. Затем пригласил 200 авторов выбрать себе предмет и написать про него историю. Затем Уокер выставил все эти предметы снова на Ebay, добавив в описание к каждому индивидуальную историю. Он продал все 200 вещиц на общую сумму 8 тысяч долларов. Как это сработало? Точно так же, как работает ваше желание и готовность заплатить сумму с пятью нулями за часы «как у Джеймса Бонда»: вам понравилась его абсолютно нереалистичная история, вы хотите быть таким же, как он, и эти часы делают вас, как вы думаете, ближе к кумиру.

Чем сильнее вовлекает вас стори эмоционально, тем меньше в вас остается способности к критическому мышлению. Если ваша стори вызывает повышенное внимание и концентрацию, желание узнать «что же дальше», доверие и эмпатию к главному персонажу, формирует привязанность к нему, а значит, делает слушателей более щедрыми во всех смыслах, если история заставляет людей смеяться — это прекрасная стори, которая поможет интерпретировать ваше прошлое и обозначить будущее, получить поддержку ваших идей, разрешить конфликты, убедить в своих доводах.

Плюсы метода для бизнеса тоже очевидны: уже давно рекламщики пользуются созданием сториз для брендов и отдельных лидеров для того, чтобы построить более личные отношения лояльности с клиентами.

И не думайте, что создать стори так уж сложно. Любое знание в процессе развития общества проходит следующие этапы: сперва оно появляется как магия, которой владеют единицы. Потом воплощается в искусство, талант к которому есть у десятков. Затем трансформируется в науку, которую изучают тысячи. А после становится методологией, которой легко овладевают миллионы. Мой «Путь Героя» — именно такая методика, о которой я расскажу ниже.

Начните с себя

Мы выросли на сториз, мы верим в них, мы живем в них. Иногда сториз даже сильнее, чем пирамида Маслоу. Правильно составленные сториз всегда работают – так уж устроена человеческая психология. Это прекрасно. Этим можно воспользоваться. Итак, как же поработать со своей стори? Вначале, — воздействуя на себя. Напоминаю: любая классическая героическая стори (хоть про Гильгамеша, хоть про Иванушку-дурачка) – это универсальная инструкция по достижению успеха. Если разложить себя как героя стори, а свой путь – как путь героя стори, то всегда достигнешь цели. Метод раскладки состоит из проработки характера героя, его пути и определения других действующих лиц. Если честно ответить на все нижеизложенные вопросы (самостоятельно – сложно, но хороший коуч может помочь), то у вас появляется четкое понимание себя, своего конфликта и своей миссии.

№1. Характер героя

1. Какой я: в чем моя уникальность? В чем моя «ущербность»?

2. Во что я верю?

3. В каком мире живу?

4. В чем мой конфликт с миром?

5. Какова моя миссия?

6. Что потеряю, если проиграю?

7. Что приобрету, если выиграю?

№2. Путь героя

1. Какова моя цель?

2. Каким образом я ее достигну (структура поведения)?

3. Какое мое «волшебное оружие» (метод, учение, концепция)?

4. Какие испытания я должен преодолеть?

5. В кого я должен «переродиться», чтобы победить?

6. Какой будет финальная «битва»?

7. Что из себя будет представлять обновленный мир?

№3. Другие действующие лица

1. Ради кого/чего я сражаюсь (муза)?

2. Кто пройдет путь вместе со мной (соратники)?

3. Кто меня научит (менторы)?

4. Чьей помощью можно воспользоваться (помощники, ресурсы)?

5. Кто мне будет мешать (антагонист и его соратники)?

6. Кто меня (или антагониста) может предать («перевертыш»)?

7. Кто, очень влиятельный, может спасти меня или уничтожить (обманщик)?

Что вам даст эта работа?

Когда вы проведете работу над собой, определив характер героя вашей стори, его окружение, его цели, пути их достижения, вы получите несколько преимуществ: найдете свой вектор, смысл всего того, что вы делаете. Вы выйдете на более высокий личностный и профессиональный уровень или, по крайней мере, увидите перспективы. Получите новые ресурсы (внутренние и внешние) для достижения своей цели. Забудете о неуверенности, депрессии, «комплексе самозванца». Обретете контроль над своей жизнью. И главное — вы станете интересны людям.

Иллюстрации: Dan Bejar

Прокачать предпринимательские скилы, узнать о новых подходах по развитию своего дела на менторских сессиях и воркшопах (в области стратегии, маркетинга, финансов, IT, PR и продаж) вы сможете, посетив фестиваль для малого и среднего бизнеса Get Business Festival 2018, который пройдет 14 ноября в Киеве по адресу: ул. Большая Васильковская, 55, НСК «Олимпийский».

Билеты на Get Business Festival 2018 можно приобрести на get.delo.ua.

Полная программа мероприятия.

 — Читайте также: Сторителлинг: Как стать главным героем в своей жизни