Вестник гендера в медиа: Герои лета

Положительные, отрицательные и еще хуже

12.07.2017

Еще нет и середины лета, но примеров гендерно некорректных рекламных и промо-кампаний набралось достаточно, чтобы говорить об этом. В Украине, в частности, ситуация поражает тем, что как бы ни боролись правозащитники, активисты за права женщин, сколько бы в медиа ни писали о недопустимости объективации женщин, все еще есть компании, которые используют приемы «ниже пояса» в своих коммуникациях. 

«Эльдорадо» и летняя прохлада

В начале июля компания бытовой техники «Эльдорадо» начала скидочную кампанию по покупке кондиционеров, холодильников и других охлаждающих в жару приборов. Естественной для такой акции иллюстрацией компания посчитала изображение женской груди в мокрой обтягивающей майке — что является классическим примером объективации и эротизации, так как выставляется лишь обезличивающая часть тела, причем та, которая должна «продавать».

«Карпатська Джерельна» еще двусмысленнее

Создатели рекламных кампаний минеральной воды «Карпатськой джерельной» уже который раз наступают на те же «грабли». Ведь и первый ролик, рекламирующий воду, о карпатском деде, спустившемся с гор, которым обязаны соблазниться все девушки, собрал массу критических замечаний. Однако, вероятно, фигура «деда» является для рекламщиков важнее, чем мнение аудитории, так как они продолжают придумывать новые его приключения. В новой кампании «дед» летит в отпуск и двусмысленно контактирует со стюардессами — как и прежде, сюжеты кампании полны стереотипов, предубеждений и сексизма. Причем и в сторону мужского персонажа, изображенного непременно полураздетым. Собственно, сам «дед» — это еще и пример мачизма — культа чрезмерной маскулинности, атрибутами которой является физическая сила, сексуальное притяжение, агрессивность и доминирование. Помимо сексизма, мачизма, в рекламе воды прослеживается эйджизм, который навязывает мысль о том, как все мы должны правильно, красиво и «мускулисто» стареть. Кстати, есть мнение исследовательниц, что этот образ мужчины-метросексуала является гомоэротический и ориентированный на мужчин соответствующей сексуальной ориентации, — о чем рассказала Оксана Кись, иследовательница женской истории, кандидатка исторических наук на лекции в рамках Летней школы «Феміністичний урбанізм /Урбаністичний фемінізм: принципи ґендерно-чутливого планування».

Benefit Cosmetics против образования

В Великобритании появилась реклама косметического бренда из Сан-Франциско Benefit Cosmetics, которая призывает молодых девушек «пропустить занятие, но не консилер», и это сразу вызвало гнев у британского общества. Люди требуют убрать рекламные плакаты, который дают «безответственный посыл» девочкам и девушкам. Как отметил учитель из Шотландии Джош Ки, «меня печалит то, что моим ученикам кто-то говорит об обесценивании образования. Особенно ужасно, что этот слоган обращается к девочкам и девушкам, ведь по мировой статистике много девочек бросают даже начальную школу, поэтому так обращаться к ним по меньшей мере безответственно».

Администрация города Дрогобыч и права женщин

Этот борд в городе Дрогобыч опубликовал в соцсетях фотограф Андрей Кузьмин, и это вызвало возмущенные комментарии — о навязывании традиционных семейных ценностей администрацией города. В Львовской области постулат об идеальной семье тесно связан с религиозными взглядами и активностью церкви, которая традиционно порицает аборты и вообще инструменты планирования семьи.

«проСвет» и половые органы

Мариупольский салон светильников «проСвет» запустил рекламную кампанию, в которой «креативно» обыгрываются формы светильников, призванные, вероятно сделать все, чтобы сердца посетителей забились чаще. В частности, салон выпустил парные календарики с двусмысленными слоганами, которые ассоциируют светильники с половыми органами. Еще один пример убеждения о том, что «секс продает», однако доведенный до стадии, когда эти аналогии вызывают только отвращение.

Starbucks — бойкот с длинным хвостом

Сеть кофеен Starbucks бойкотируют регулярно и по разным поводам. В начале этого года по США уже прокатилась кампания #boykottstarbucks — поклонники президента Дональда Трампа протестовали против заявления компании, которая намеревалась взять на работу 10 тысяч беженцев. Не прошло и полгода, как начинается новый бойкот — в этот раз против защиты прав ЛГБТ. Мусульмане Индонезии и Малайзии увидели старое видео, 2013 года, в котором CEO компании Говард Шульц вел диалог с одним из акционеров Starbucks, недовольным падением продаж из-за поддержки гей-браков. Тогда Шульц говорил: «Не каждое решение является экономическим, мы смотрим и с человеческой точки зрения. В нашей компании работают 200 тысяч человек, и мы хотим развивать разнообразие всех видов». Высказывание четырехлетней давности взяли на вооружение не только мусульмане, бойкот охватывает все больше стран и противников однополых браков, которые клянутся, что больше никогда не пойдут в Starbucks, ведь «там пропагандируют гей-заразу».

— Читайте также: Освободить пространство: Режим поведенческого детокса