Все еще 30 на 70: Почему в украинском бизнесе так мало женщин

Мнения спикеров Get Business Festival

Согласно исследованию delo.ua (ekonomila+) и информационно-аналитической платформы YouControl, среди всех топ-менеджеров в Украине только 30% женщины. Мы попросили у шести спикеров Get Business Festival 2018 прокомментировать такое положение вещей и предложить свой подход к решению проблемы.

Александра Алехина

кофаундер, UX/Product дизайнер Myhelix

Такое распределение сложилось в силу патриархальной культуры. В первую очередь, эту проблему нужно решать на законодательном уровне, устанавливать гендерные квоты для компаний, которые формируются. Это сейчас очень популярно в Штатах. А дальше сами женщины должны работать над собой. Искать свой голос, проявлять активность. А бизнес можно вести разными способами. Каждый может выбирать, каким лидером он хочет быть.

Ольга Ильюхина

маркетолог, автор проекта «Здорове харчування для дітей»

Знаю, что женщины обычно менее склонны к риску, поэтому для них особенно сложно начать свое дело. По той же причине женские бизнесы часто небольшого размера, точечные или региональные. Я прочувствовала это на собственном примере: мне было очень непросто решиться на уход из корпорации и создать свою компанию, поэтому я делала это постепенно, семь раз отмеряя» каждый шаг. Следующие шаги делать было легче, и в свой социальный проект «Здорове харчування для дітей» я вошла быстрее и нырнула в него с головой.

Кстати, вдохновило меня на этот шаг посещение SHE Congress, где талантливые женщины рассказывали о своих успешных проектах и все было пропитано идеей Think big: мысли масштабно, не ограничивайся своей улицей, городом или страной, не бойся пробовать и ошибаться. Каждая женщина черпает смелость и вдохновение в разных источниках, поэтому важно найти свои, запастись поддержкой со стороны близких и понимающих людей и дерзать, потому что нет ничего невозможного!

Светлана Бовкун

сооснователь «Maker Faire Украина», консультант по нетворкингу, активист креативной экономики

В первую очередь, предпринимательницами становятся те, кто хочет ими стать. А чтобы захотеть, нужно иметь правильное мировоззрение, которое формируется в основном в детстве. Понимать, что можно стать кем угодно независимо от пола. Поэтому я верю в изменения в образовании, в постепенное избавление от фраз «это для мальчиков», как и «это для девочек». Объективно, это путь в несколько поколений.

Владимир Шевченко

совладелец Veterano Coffee, ветеран АТО

Я думаю, проблема в стереотипах, которые навязываются еще со школы. Девочек растят как домохозяек, а активную роль отводят мужчинам. Мальчики режут, девочки шьют, а то, что им это может быть не интересно, никого не волнует. Поэтому и начинать нужно с воспитания в школе, вводить обязательный курс предпринимательской деятельности, курс психологии. Нужно объяснять девочкам, что они могут быть кем угодно.

Антон Колумбет

сооснователь компании-производителя консервов I’mReady, ветеран АТО

Сложилось так, что у нас есть определенные культурные особенности, которые дают поведенческий паттерн. И в итоге получается, что большинство женщин просто не видят себя в предпринимательстве, потому что это дополнительная ответственность, головная боль, а дома муж, дети, собака и вообще на должности старшего специалиста тоже неплохо. Многим женщинам не хватает амбициозности. А те, у кого она есть, обгоняют мужчин.

Думаю, надо давать людям возможности, а они, в свою очередь, должны пользоваться этими возможностями. И дело не в том, мужчина это или женщина. Вообще сотрудников тяжело найти. Тех, который, когда у них что-то не получается, говорят об этом, а не просто перестают делать. Тех, которые хотят работать, а не отсиживаться и получать зарплату. Надо прививать желание добиться успеха. У нас нет понимания, что любая задача — это возможность, выполнив ее, ты можешь проявить себя. Независимо от того, какого ты пола.

Василий Ябрик

совладелец ООО «А.М.В. — Карпаты», ТМ «Крайна»

Меня удивляет такое соотношение, потому что я часто назначаю женщин на ключевые должности — у них выше сознание ответственности, они более сфокусированные и гибкие. В моих компаниях точно не 30% женщин-руководителей, думаю, 50% или даже больше. Я считаю, что владельцам компаний и людям, ответственным за найм персонала, нужно менять свое отношение к женщинам.

Подготовила Оля Полякова

Фото: ekonomika+

— Читайте также: Бути більше ніж 30%: Жінки в українському та світовому бізнесі

Мы в Facebook