На холмах северного Ирака есть одно священное место — Лалиш. Это святыня и место паломничества езидов (курдская этноконфессиональная группа). В самом сердце Лалиш есть бассейн с водой скрытый небольшой пещерой, где проходят различные обряды таинства, скрытые от посторонних глаз: крещение, брак, рождение… Но два года назад здесь стало появляться все больше женщин с маленькими детьми. Все они стали жертвами работорговли, которую вела группировка «Исламское государство», или ИГИЛ.
«Здесь мы стали свободны», — говорит 28-летняя Нур, которая просит не раскрывать ее настоящего имени. Ее муж пропал без вести, а сама она вместе с тремя детьми 15 месяцев пробыла в плену у боевиков ИГИЛ. В Лалиш Нур совершала паломничество несколько раз вместе с дочерьми, чтобы начать свою жизнь заново, с чистого листа, сейчас она покрывает голову платком и носит белую одежду. Людям посторонним может показаться, что все церемонии, проходящие в этом месте, — устаревшие традиции, но для таких женщин, как Нур, это способ бороться с травмой, которую пережила она сама и ее дети.
«Сколько раз я хотела себя убить… Но я знала, что мне нужно жить, я должна жить дальше ради своих детей», — рассказывает Нур. Боевики ИГИЛ известны своей жестокостью по отношению к езидам. Мужчин и женщин постарше убивали, а их тела скидывали в неглубокие ямы. А вот молодых девушек ждала другая участь — сексуальное рабство. Боевики организовали несколько невольничьих рынков, где любой из них могу купить себе девушку возрастом начиная от… 9 лет.
«Меня продавали семь раз, но многим другим женщинам пришлось намного хуже, чем мне», — рассказывает Нур. Ее дочерям на тот момент было 3 и 4 года, а сама она ждала третьего ребенка, когда ее семью схватили. Вскоре после этого Нур родила сына в холодной комнате, будучи без сознания, в окружении еще двоих пленных, которые делали все возможное, чтобы помочь ей родить ребенка: «Они меня помыли. Так как там было безумно холодно, они обернули меня в кучу одеял, и я помню, как женщина постарше сказала мне: «Очнись, у тебя родился сын». Я разрыдалась, потому что я была в таком беспамятстве, что даже не осознала, когда все произошло».
Беременность стала ее спасением от сексуального рабства. Но после рождения ребенка ее перевели к остальным женщинам в «свадебный зал»: «Каждый день к нам приходили боевики. Они приказывали нам выстроиться, а затем они рассматривали женщин, выбирали, кто им по вкусу, кто покрасивее. Они брали даже тех, кто уже был замужем».
Останні новини
- «Найдовша подорож» Оксани Забужко. Перекладачка збірки Катажина Котинська отримала премію Drahomán Prize-2023
- Рецепт ідеальної паски на Великдень від Олі Полякової
- Український фільм «Ти мене любиш?» скоро вийде в прокат: дата прем’єри, трейлер, сюжет
- Made in Ukraine. Великодні колекції від українських брендів, які варті уваги
- Жіноче лідерство. Якості, які допомагають рухатися вперед Новости на главной
Сама Нур пыталась уродовать себя разными способами, измазывалась грязью только, чтобы выбор не пал на нее. И все это время она старалась сохранить жизнь своему сыну: «Я поила его подслащенной водой, когда у меня пропало молоко. Но когда сыну исполнилось два месяца, нас перевезли в новое место, откуда женщин отправляли на другой рынок в Пальмире. Там мне пришлось сделать ужасный выбор для любой матери… Так как моей дочери сделали операцию на ноге и она не могла ходить, мне приходилось нести ее на руках. Но я не могла нести и ее, и сына, поэтому я оставила сына с родственниками мужа».
В Пальмире женщины жили вместе со своими детьми в большом доме. Каждый день боевики брали нескольких из них и отвозили на невольничий рынок, тех, кого не купили, они привозили назад вечером: «Они продали практически всех женщин, пока там не осталась только я и еще трое. И один боевик в конечном итоге купил меня. Это был 26-летний сирийский мужчина. Он насиловал меня и бил моих девочек».
Спустя две недели Нур сбежала. Она вскрыла замок и ночью вместе с двумя своими дочерьми попыталась бежать из города. Без денег, без телефона, без средства передвижения — им приходилось полагаться только на милость местных. Но никто не хотел помогать матери с двумя детьми: «Я говорила им, что с нами сделали боевики, просила помочь, но все отказывали. Люди отказывались пускать нас в дом, дать телефон, они даже отказывались дать воды моим дочерям».
Пальмира окружена пустыней, так что никаких мест для укрытия в этом городе нет. И к полудню боевики снова схватили Нур и вернули ее «хозяину», который позднее продал ее другому террористу. Ее вместе с дочерьми продавали еще два раза, пока она не оказалась у одного палестинца. Он был женат, и поклялся своей жене и Нур, что купил ее только для помощи по хозяйству. Но именно он оказался самым жестоким из всех рабовладельцев. Нур удалось убедить его жену продать ее с дочерьми. Следующий «хозяин» клялся в том, что он любит тех женщин, которых покупал онлайн, и требовал от них любви в ответ: «Он спрашивал меня: «Почему ты плачешь?» Я отвечала: «Меня продавали столько раз, но если бы у меня был выбор, я бы ничего не делала с другим мужчиной, ведь у меня есть уже муж». Он сказал: «Ты как моя дочь, я не трону тебя, если ты не дашь согласия». Очевидно, чтобы заслужить ее уважение, этот мужчина затем купил ее сына на том же невольничьем онлайн-рынке, где купил и саму Нур: «Он принес ноутбук с фотографиями женщин и детей и спросил: «Среди них есть твой сын? Кого ты узнаешь на этих фото?» Я увидела моего мальчика. Они искали его 15 дней, а потом привезли ко мне. Мы были в разлуке больше трех месяцев». Радость от встречи была омрачена ужасом всей ситуации. Ее мальчику дали исламское имя, и спустя какое-то время его должны были отправить в школу, где детей-пленников превращали в боевиков ИГИЛ.
Спустя месяц, после того как Нур отказалась выйти замуж за своего «хозяина-благодетеля», он потерял к ней интерес и вновь продал ее. До обретения свободы Нур продали еще один раз. А потом ее выкупил мужчина, притворяющийся работорговцем: «Он выглядел как боевик — такая же одежда, борода. Когда он сказал мне, что отправит меня к моей семье, я не могла в это поверить. Он сказал, что борода накладная, так он маскируется, чтобы спасать женщин и девочек».
Когда Нур услышала голосовое сообщение от своего отца, она наконец смогла поверить, что весь этот ужас уже позади. Но радость от полученной свободы сменилсась страхом: согласно религиозных традиций езидов, изнасилованные женщины не могли вернуться к своим семьям, и вообще должны быть отлучены от своей общины. Более того, согласно обычаям, отцы и братья могли убивать своих дочерей и сестер, которых обесчестили. Известен случай, произошедший в 2007 году, когда семья езидов совершила «убийство чести», лишив жизни дочь, которая хотела выйти замуж за мусульманина и приняла ислам. Все это время с езидами работали журналисты, правозащитники, объясняющие, что таким образом они, даже не задумываясь, дают боевикам то, что им нужно. И спустя некоторое время езиды, нарушив свои религиозные правила, стали принимать женщин, переживших насилие, назад.
«Когда я вернулась домой, — говорит Нур, — все были такими внимательными. Но я боялась говорить о своей истории. Даже женщинам. Мне казалось, что все работают на ИГИЛ». В Лалиш Нур приезжала уже несколько раз, она считает, что здесь ей помогут справиться ее травмой, и особенно ее уже 6-летней дочери: «Если дать ей раскраску в руки и оставить одну, она может разорвать страницы. Она бьет себя, делает себе больно по ночам, ей снятся кошмары». Конечно, остаются и те, кто настроен консервативно и, несмотря на принятое решение общиной и их лидером, сторонятся этих женщин, но меняются времена, проходят годы, меняется и точка зрения людей, говорит Аминия Саид Хасан, работающая с женщинами, пережившими этот ужас: «Община хочет дать этим женщинам и девочкам второй шанс, для них даже придумали новую церемонию. Но вот тем, кто совершил насилие над ними, ждать милосердия не стоит».
По материалам: theguardian.com