WoMo-находка: Портал для детского творчества Canon Creative Park

Развитие творческого мышления и мелкой моторики

WoMo-находка: Портал для детского творчества Canon Creative Park
04.09.2017

Детские психологи, педагоги успешно доказали, что между развитием логического мышления и мелкой моторикой есть непосредственная связь – чем точнее ребенок манипулирует мелкими инструментами и деталями, координирует их в пространстве, тем лучше его интеллектуальное развитие. Поэтому одним из действенных и полезных помощников для детского творчества станет онлайн-портал Canon Creative Park с множеством поделок из бумаги.

Canon Creative Park – это сайт для детей и родителей, где собраны разнообразные варианты того, что можно сделать с бумагой: открытки, календари, скрапбукинг, оригами, барельефы и мозаики из бумаги и многое другое. Одним из самых обширных разделов являются «Поделки из бумаги», где собраны сотни интересных объектов – животные (дикие, домашние и фантастические, включая единорогов), объекты архитектуры, астрономические тела, транспорт и предметы интерьера. При этом поделки и другие бумажные объекты имеют разную сложность выполнения – от самых легких, с несколькими деталями, и до достаточно сложных, с десятками деталей и несколькими этапами сборки. Поэтому в Canon Creative Park найдут развлечение по душе дети разных возрастов – и те, кто только учится держать ножницы в руках, и дети постарше, которые стремятся усовершенствовать свои творческие способности.

Как это работает

На странице каждой поделки есть ссылки на два pdf-файла – раскладку деталей и инструкцию по их обработке и сборке. Нужно скачать оба файла и распечатать на цветной бумаге (для этого компания рекомендует принтеры Pixma), при этом есть указания и на качество бумаги, чтобы поделка получилась качественной. Затем нужно вырезать детали, если нужно, склеить или подклеить и собрать согласно инструкции. Обращаем внимание, что инструкции и описания на английском языке, поэтому наряду с ручной работой родители могут обсуждать с детьми и знакомые слова, и узнавать новые.

Чтобы протестировать сервис, мы выбрали макет глобуса-паззла, он хорош не только тем, что нужно в его сборке проявлять смекалку, но и тем, что его и в дальнейшем можно использовать для тренировки знаний по географии. Кроме того, эта поделка состоит из 12 трехмерных деталей, которые нужно собирать, как паззл, и это можно делать многократно. На сборку такого глобуса взрослому человеку требуется полтора часа, а с ребенком на это уйдет до трех часов.

О важности развития мелкой моторики рассказывает Анна Плиш, детский психолог, педагог, соосновательница платформы Babysitter4You

Говоря простым языком, мелкая моторика – это ловкость рук. Застегивание пуговиц, завязывание шнурков, письмо, рисование, вырезание, лепка, вышивка и вязание, игра на музыкальных инструментах, забивание гвоздей и даже макияж. Скоординированность трех систем – нервной, костно-мышечной и зрительной – позволяют человеку стать хозяином собственных рук, чтобы выполнять мелкие и точные движения. К слову, новорожденный первое время не подозревает о существовании рук, пока вдруг не обнаружит их, рассмотрит, попробует на вкус, поиграет с руками. Отсюда первый вывод: навыки мелкой моторики не являются врожденными.

Навыки мелкой моторики включают несколько компонентов: осязание (тактильность), зрительно-моторная координация (связь «глаз-рука»), сила мышечного тонуса, ловкость, двусторонняя координация (одновременная работа обеих рук), скорость выполнения действия. Становится понятно, что чем более опытна рука, тем лучше отлажена работа всех компонентов. Отсюда второй вывод: развитие мелкой моторики требует значительных тренировок.

Василий Сухомлинский говорил, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев», действительно, мелкая моторика имеет свое «выгодное представительство» в головном мозге. По соседству с зоной коры, которая принадлежит кисти руки, находится речевая зона и зоны памяти, внимания и мышления. Так мелкая моторика тянет за собой весь интеллект. Отсюда третий вывод: развитие мелкой моторики способствует развитию речи и интеллекту в целом.

Почему сегодня эта тема стала проблемной? Дети поколения Z («цифровые аборигены») и их родители поколения Y или X живут в совершенно космическом темпе. Технологии упростили многие вещи. Теперь мы можем сделать все «на раз, два, три!». А как же дети?! Ведь у них так не получается. Темпоритмы ребенка и взрослого разные. Для ребенка важна неспешность, размеренность, спокойствие и внимание взрослого. Ребенка нельзя торопить. И мелкая моторика стала как раз тем камнем преткновения, который порождает проблему: делать что-то руками вместе с ребенком некогда, а интеллект и речь ребенка от этого страдают. Четвертый антивывод: покупайте ребенку гаджеты как можно раньше, и никогда не ограничивайте их использование.

В зависимости от возраста ребенка способы тренировать мелкую моторику различаются:

  • До 1 года: пальчиковая гимнастика, тактильные игрушки, игры с водой и мыльными пузырями, деревянные стучалки, шумелки, трещотки, песок, пальчиковые краски.
  • 1-3 года: все то же и конструкторы, паззлы, пластилин, глина, соленое тесто, крупные мозаики, рисование красками, карандашами, мелками.
  • 3-5 лет: все то же и вырезание ножницами, игры с мелкими деталями (крупы, макароны, бусинки, мозаика, скрепки, прищепки), шнуровочки, рисование нетрадиционными методами (нитки, шерсть, крупы), игры с песком.
  • 6-8 лет: все то же и оригами, рисование по точкам, настольные пальчиковые игры («Пальчиковый твистер», «Пальчиковый футбол», «Пальчиковый скейт»), сложные раскраски, детская вышивка, игра на музыкальных инструментах.
— Читайте также: Єлизавета Подкопаєва: «Не обмежуйте своїх дітей, розвивайте всебічно та давайте їм волю»