WoMo-портрет: Елена Вишнякова

О бизнес-ценностях, дипломатической миссии и ключевом навыке, который должны приобрести дети

Елена Вишнякова, автор и основательница образовательных проектов Ukrainian Global School и детский сад «Кудрявский», владелица бренда The Monochrome, почетный консул Республики Латвия в Украине, мама четверых детей: Лизы (12 лет), Володи (10 лет), Давида (9 лет) и Захара (7 лет), рассказывает о демократии как ключевом принципе воспитания, о том, почему сфера образования стала ее призванием, и какого правила она придерживается при старте работы над новым проектом.

О детстве

Я очень благодарна своим родителям за позитивное детство, связанное с хорошими воспоминаниями. Многие принципы, которые я использую в своих садах, взяты из моего личного опыта. В школе я увлекалась театром, играла в различных постановках, и это помогло мне развить некоторые личные качества. И речь не только о перевоплощении и отсутствии страха перед сценой, но и об ощущении себя настоящей в различных кругах. Сегодня родители часто делают упор на развитие у ребенка hard skills: чтение, письмо, изучение иностранных языков. Но эту базу ребенок так или иначе получит. Куда важнее дать такие навыки, которые помогут ему найти себя в этом мире и в любимой профессии. И это точно не про физику, математику или химические диктанты.

О принципах воспитания детей

Конечно, в каждой семье есть свои эксклюзивные фишки и лайфхаки по воспитанию ребенка, но то, что работает с одним, может не сработать с другим. Поэтому для меня важны общечеловеческие принципы, к примеру, демократия: ребенок имеет право на свое личное мнение и несет ответственность за свои поступки. Случается так, что родители  подавляют ребенка и, взрослея, он стремится побыстрее отделиться от них. В большинстве своем они все время боятся за детей и поэтому вкладывают в них эмоцию страха, начиная от запугивания о «пальцах в розетке» и заканчивая несдачей экзаменов. Единственный правильный путь, по моему мнению, наладить дружеские отношения с ребенком, чтобы ему было хорошо и комфортно, чтобы хотелось возвращаться домой, чтобы его принимали любым, чтобы у него было право на самореализацию.

О том, чему нужно научить детей и чему учат они сами

Если человек открыт к миру, то можно учиться каждый день — что-то нас вдохновляет, что-то расслабляет, что-то помогает докопаться до истины. Если же мы оказываемся в ситуации, когда уроки нам преподают дети, это значит, что мир нам усиленно пытается показать: пора встряхнуться! Говоря же об обучении детей, мне кажется, ключевой скил, которому нужно научить ребенка, — коммуникации. Сила эффективной коммуникации способна пробивать стены! Я считаю, что если за время обучения в школе нам удастся научить детей общаться, доносить свою мысль, можно будет сказать, что мы справились. Ребенок, который умеет выстраивать коммуникации, найдет себя в жизни.

О своем предназначении

Бизнес в образовательной сфере возник по необходимости. С рождением детей мы поняли, что для них нет подходящего сада, а я почувствовала, что во мне достаточно энергии, чтобы создать свой. На первом этапе это был развивающий детский центр, затем он трансформировался в сад. Так как я понимала, что мой материнский опыт не может быть универсален для всех, я решила получить второе образование — психологическое. Помню, что в школе я мечтала быть учителем или директором школы, но мама поставила меня перед выбором — или бухгалтер, или дворник. Я выбрала первое, но в итоге вернулась к тому, что считаю своим предназначением. Я наблюдаю, как некоторые бизнесмены занимаются активностью, которая их истощает. Но как только у них появляется возможность начать делать то, что их драйвит, они находят менеджеров, которым делегируют полномочия, а сами занимаются тем, что любят. Вот у меня было нечто подобное. Образовательная сфера — это то, чем я живу, это то, что меня заряжает! И, несмотря на то, что мой бизнес прибыльный, я строила его не из-за желания заработать. Глупо создавать школу или сад с такими намерениями. Выгорание педагогов, общение с родителями, поиски подходов к детям, каждый из которых с уникальным характером, — это малая часть того, с чем приходится сталкиваться. И если ты не любишь это, если тебя не вдохновляют дети и понимание того, какой след ты оставляешь в их жизни, лучше заняться каким-то другим делом. Открывая школу, я четко осознавала, насколько я повлияю на судьбы детей. И я хочу повлиять на них позитивным образом: чтобы они вырастали эффективными, самодостаточными, знали свои сильные стороны и умели их использовать, были космополитами, проповедовали демократические и экоценности.

О новой школе и образовании в Украине

Занимаясь развитием садов, от родителей я постоянно получала запрос открыть школу. Конечно, мне нравилась эта идея, но только в этому году я почувствовала, что у меня есть эмоциональный ресурс, чтобы стартовать с открытием школы. Для меня это очень амбициозный проект.

К сожалению, система образования в Украине не попадает в мировой топ, мы даже не в сотке по рейтингу PISA. В продвинутых системах образования говорят об отходе теории и упоре на практику: в детском саду ребенок делает, что хочет, а максимально интеллектуальную нагрузку он получает в университете. В Украине же все наоборот: в детском саду детям дают мощнейший заряд интеллектуального развития, в школе у них уже меньше мотивации, а в университете учатся единицы, остальные просто сдают экзамены, не приобретая нужных навыков. Хотя, на мой взгляд, несмотря на критику со стороны родителей, концепция Новой украинской школы, принятая Министерством образования и науки, — это глоток свежего воздуха с актуальными педагогическими идеями. Но я хочу выйти за рамки украинского рынка образования. Ученики нашей школы смогут ездить учиться по обмену, и также к нам будут приезжать дети и учителя из разных стран, плюс мы будем обмениваться программами. К примеру, израильтяне уже берут нашу программу по раннему английскому, а мы у них — по лидерству и IT. Помимо Израиля, мы уже сотрудничаем с Норвегией, в планах — сотрудничество с тремя школами в США, предварительные договоренности есть с Сингапуром и Финляндией. Я верю, что тесная коллаборация с ними даст нам возможность делать постоянный образовательный апдейт.

Об открытиях израильской системы образования

Когда мы начали работу над школьной программой, то сразу поняли, что у нас будет STEM, в частности мы будем объяснять, как создавать технологические стартапы. В этой связи мы перенимаем опыт Израиля, потому что на данный момент это страна, где самое большое количество стартапов на душу населения. Во время своей последней поездки я общалась с пятью подростками 15-16 лет, которые являются владельцами компаний. В основном они разработчики мобильных приложений, блогеры. Каждый из них уже заработал по миллиону долларов, даже не окончив школу. И они знают, что будут выбирать университет, исходя из своих конкретных целей. Почему так? Потому что в Израиле такая система, что в садах дети свободны, они играют, творчески развиваются, в школе же упор делают на сильные стороны ребенка. Я думаю, что кое-что из их системы можно внедрить и у нас, но только при условии триединства «ребенок — школа — родитель».

О ценностях и стиле менеджмента

По human design я принадлежу к типу людей, которых называют генераторами. Причем я эмоциональный генератор. Я могу зажечься какой-то идеей, но мне еще важно чувствовать отклик. Поэтому я не сразу включаюсь в процесс, а даю себе паузу, чтобы сошел ажиотаж и я поняла, что не только хочу что-то делать, но и могу. Именно так я включилась в fashion, которую я бы не назвала своей средой обитания, несмотря на модельный опыт в прошлом. Но я всегда делаю ставку на коллектив. У меня ничего не получилось, если бы я пыталась все делать самостоятельно и жадничала, не давая сотрудникам возможности раскрыться. Мой подход: в каждом деле должен быть менеджер, который эффективно выполняет свою работу.

Я всегда включаюсь в ситуацию в позиции win-win, а не «победить и растоптать». Я хочу, чтобы партнер, с которым мы делаем совместный проект, так же был доволен результатами, как и я, и чтобы наше сотрудничество имело продолжение.

О дипломатической миссии

У моего мужа инвестиционная компания, которая в том числе инвестирует за рубежом, в частности в Латвии. К нам часто обращались за консультациями, а потом мне предложили стать почетным консулом Латвии в Чернигове. Это произошло в 2014 году. Тогда я помогала переправлять гуманитарные грузы для пострадавших семей на востоке Украины, после чего мы занимались реабилитацией детей в Латвии, восстановлением и обучением психологов, работавших в зоне военного конфликта. Сегодня я по-прежнему занимаюсь гуманитарными проектами, также в Чернигове есть культурный центр, через который мы развиваем сотрудничество с Латвией: приглашаем деятелей искусства, проводим лекции, скайп-сессии. Для меня дипломатическая миссия — это не работа, ведь я не получаю за это зарплату. Для меня это возможность помочь тем, кому это нужно, и укрепить позиции Украины.

О портрете мамы 21 века

Я не люблю обобщений, поэтому не могу описать цельный образ. Ведь на самом деле все очень просто: современная мама — любящая и поддерживающая своих детей без страха за них, с большой любовью и уверенностью в их успехах.

Фото из личного архива Елены Вишняковой

— Читайте также: WoMo-портрет: Елена Ткачева

Мы в Facebook