WoMo-портрет: Наталья Ляшко

О том, как учительница английского построила свой бизнес, о воспитании детей как личностей и умении заинтересовать их учебой

наталья ляшко
28.01.2016

Наталья Ляшко, основательница детской кулинарной академии на английском языке KIDS CHEF Academy, автор и ведущая одноименного кулинарного телешоу, автор книги «Talia in the kitchen», мама двоих детей: Олег (8 лет) и Катя (7 лет), рассказывает, каким главным принципом руководствуется в воспитании и обучении своих детей, как бутерброды натолкнули ее на создание собственного бизнеса и почему фраза «не будешь учиться – будешь дворником» абсолютно не пугает ребенка.

О детях

Я всем говорю, что у меня сын умный, а дочка красивая. Олежка – очень смекалистый мальчик, творческий, пишет стихи, шутки, песни. Я жду-не дождусь, что же в нем перевесит и больше проявится. Но пока, что бы он ни взял в руки, у него все получается, и он с радостью ходит на различные мастер-классы. Сейчас мы увлеклись робототехникой, причем занятия нравятся и сыну, и дочке. Катя же начинает карьеру в модельном бизнесе. Ей это очень нравится. Но я против идеи зарабатывания на своих детях, чем грешат многие родители, привлекая своих детей во всевозможные рекламы, фильмы и т.д. Я за баланс. Есть время? Снимается в фотосессиях, участвует в показах, при этом не пренебрегая школой.

О декрете

Я пробыла в декрете все три года, было очень сложно… Но я сразу знала, что хочу успеть за один декрет родить двоих детей. Только почему-то была уверена, что у меня будет две девочки. Имя дочери, кстати, выбрал сын. Он только учился говорить, лепетал что-то вроде «ба», «да», «ля», но вот «ка» он еще не выговаривал. И вдруг он подошел ко мне, обнял за животик и сказал: «Ка-тяяяя». Ну что ж, желание первого ребенка – закон. Ведь говорят же, что первый ребенок выбирает себе родителей, а второй – старшего брата или сестру. Кстати, на УЗИ нам говорили, что будет мальчик. Не угадали! Несмотря на то, что они погодки, мы стараемся их воспитывать как двойняшек, все вместе и поровну. Но сын знает, что он — старший и спросят с него, если что. 12620469_225426291123290_1493695269_o (1)

О принципах воспитания детей

Я стараюсь всегда все делать с позитивом. Конечно, я могу и отругать ребенка, муж мне часто говорит, что своих детей я ругаю больше, чем чужих. Да, я – строгая мать. Если я зову к себе, значит, ко мне нужно прийти и сделать то, что я прошу. К сожалению, я так часто встречаю детей, у которых хорошие манеры просто отсутствуют. И для меня очень важно, чтобы у моих детей они были: уважение к взрослым, друзьям, обязательное обращение на «вы».

Еще важным принципом я считаю – предоставление ребенку выбора. Ведь только с помощью выбора воспитывается личность. «Делаем быстро уроки и идем гулять или сейчас спим, потом делаем уроки и уже без прогулок», — говорю своим детям. Вот мне в моем детстве не хватало возможности делать выбор, но тогда и время другое было. Спросила моя дочь однажды, что нужно, чтобы открыть магазин. Хороший толковый вопрос. Я рассказала ей, что нужно знать, уметь, сколько денег нужно заработать. И Катя так вдохновилась, что когда ей бабушки-дедушки подарили деньги на день рождения, она заявила, что не станет их тратить, а будет их откладывать на открытие своего магазина. Я всегда рассказываю детям о реальной стороне их желаний и о последствиях их выбора. И если они готовы к трудностям, которые стоят на пути исполнения их мечты, всегда их подержу и помогу.

Опыт педагога мне помогает. Я стараюсь все превращать в игру, потому что я заметила, что детям в первую очередь нравится играть. Ну и, конечно, всегда нужна мотивация. Моим детям, например, очень нравится играть с планшетом, но я стараюсь максимум полезности извлекать из того времени, что они проводят за экраном. Поэтому игры у нас в большей мере обучающие и развивающие. Ведь зачем тратить время впустую? Кстати, принципам тайм-менеджмента меня научил муж.

О муже

У моего мужа потрясающие отношения с бабушкой, а вот отношения между его родителями прохладные. Поэтому ему было не просто понять, как это – любить меня, любить детей, что значит домашний очаг для семьи, почему дети радуются от того, что родители рядом. Но спустя годы он, конечно же, этому научился. И сейчас он активно поддерживает меня во всех моих проектах.

12591948_223218028010783_1396223073_o

О том, чему нужно научить ребенка

Мы не знаем, что сулит нам будущее. Поэтому, мне кажется, главное – научить ребенка справляться с любой ситуацией, думать, анализировать, находить выход. Мои дети делают уроки сами, я только проверяю и говорю, есть ли ошибка. Но найти ее и решить они должны сами, чтобы разобраться. Как гласит китайская мудрость, скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, разреши мне сделать самому – и я пойму!

О том, чему учат дети

Мне с ними очень весело, я учусь с ними отпускать проблемы, дурачиться. А вот мои ученики учат еще и работе с гаджетами. Про Viber я узнала именно от них. (Смеется). А бывают и такие случаи, когда ученик превосходит учителя. Например, мой ученик Влад Пинчук открыл свою кондитерскую. И уже я у него учусь каким-то рецептам, ноу-хау и заказываю капкейки.

О балансе work/life

наталья ляшкоЯ самый обыкновенный человек и у меня не идеальная семья: и я постоянно в делах, и муж — человек занятой, и дети – не отличники, но стремиться к совершенству можно и нужно. У нас нет репетиторов и домохозяйки, всеми домашними процессами, проверкой уроков занимаюсь я. Кроме того, помимо развития своего бизнеса, я еще работаю и методистом – провожу семинары для учителей. Поэтому я стараюсь строить нашу жизнь так, чтобы дети чувствовали: я рядом. Утро у нас не начинается без обнимашек. И мы все стараемся делать вместе. Готовим вареники или пельмени? Значит, лепим все вчетвером. Убираем квартиру? Дети пылесосят, я вытираю пыль, муж вешает шторы. Если мы гуляем, то опять-таки вместе. Главное – организовать и распланировать процесс, чтобы все были довольны и в итоге: дети покатались на коньках, муж посмотрел «Марсианина», а я успела забежать в какой-нибудь магазинчик.

О том, как учительница английского построила свой бизнес

Всю жизнь я мечтала быть программистом и заявляла маме, которая сама когда-то мечтала стать педагогом, что никогда не стану учительницей. Но в итоге я поступила на специальность «Английский язык» в педагогический. Работая репетитором, я постоянно придумывала какие-то творческие задания, упражнения для своих учеников – мне хотелось их радовать и привить любовь к языку. У меня это очень хорошо получалось, детям было безумно интересно, и я поняла, что мне это приносит удовольствие. Будучи на практике в школе, меня сразу рекрутировали и я начала строить карьеру.

На уроках английского языка я пыталась воплотить все свои творческие идеи, но мои начиная буквально рубили на корню. Казалось, что я нахожусь в какой-то коробочке, за рамки которой нельзя выходить, а нужно только учить детей грамматике… и все. Да и поддержки на тот момент было мало, муж не слишком вдохновлял, так как считал, что мне стоит больше времени уделять семье. А я такой человек, что у меня все стоит на первом месте в одну линию, и все важное. Тогда я приняла решение открывать свое дело. Идея кулинарного английского родилась в один день, когда я занималась вместе со своими детьми. Им все никак не удавалось запомнить названия животных, у меня уже лопалось терпение, тогда я выдохнула и предложила попить чай. Но тему английского я все же решила поддержать и спросила: «А вы знаете, как появилось слово «бутерброд»? Что на немецком «буттер» означает масло, а «брот» — хлеб». Сын спросил: «А как сказать бутерброд на английском?». «Сэндвич», — ответила я, и завязался разговор о происхождении слов, про бургеры, лаваши, роллы и рулеты… В результате Олег подытожил: «Давайте кушать сэндвичи каждый день!». И у меня в голове словно зажглась лампочка – вот она идея, как соединить мою любовь к еде и обучение детей английскому языку. Ведь мы просто беседовали, а слова запомнили.

12596904_223217371344182_1221858149_o

Но моя задача – не только добавить в наши кулинарные занятия как можно больше новых английских слов. Для курсов и мастер-классов я целенаправленно беру простые рецепты, чтобы дети могли помогать родителям дома. Также для нас очень важна идея семейных ценностей. Меня, например, очень расстраивает, что в погоне за благополучием мы мало времени проводим с детьми. Мы их куда-то все время запихиваем – в кружки, секции, но рядом бываем очень редко. Спустя пару лет работы нашей академии родился и мой авторский телепроект «KIDS CHEF Academy», где мы будем учить детей готовить вкусные блюда, изучать английский язык и пополнять шкатулку полезных знаний. Также в 2016-м планирую выход своей следующей книги.

О том, как привить ребенку любовь к обучению и приготовлению еды

Я твердо убеждена, что учить язык – это просто. Главное – привить любовь к нему. Взрослых мотивирует одно, детей – другое, но в первую очередь всегда срабатывает интерес. Вообще, процесс увлечения ребенка учебой – многосторонний. Важна как роль родителей, так и роль преподавателей. К сожалению, у нас сейчас слишком много преподавателей, которые сосредоточены на показателях успешности и не стараются вызвать у ребенка интерес к учебе.

Фраза «Не будешь учиться – будешь дворником» не действует на детей, так как они не видят причинно-следственных связей в этих двух понятиях. Это понятно нам, взрослым, опираясь на опыт и возраст, а детям – нет! Им важно показывать связь между событиями. Своим детям я привела конкретный пример, что бывает в таком случае. Сначала мой сын сказал: «Так прикольно же, ничего не делаешь, тебе платят». Я ответила: «Да, но тебе платят 500 гривен. А вчера мы с вами ходили в магазин и потратили 700. Тебе 500 гривен хватит на то, чтобы месяц прожить?». И тут же привожу пример, что работая в теплом офисе, а не размахивая метлой на холодных улицах, он может получать 10 тысяч. Прикинув, что за эти деньги можно купить 85 комплектов лего, сын тут же потянулся за учебником математики. Не бойтесь рассказывать детям о причинах и следствиях, и дайте ребенку сделать выбор. А вдруг он видит себя дворником, а вы ему запрещаете? Запретный плод ведь очень сладок…Что ж, придется сначала смириться с его решением, а затем постепенно подсказывать ему другие возможности.

12630999_225426307789955_2117603066_o

Что касается приготовления еды, я всегда прошу родителей: если вы в плохом настроении, лучше перенесите это мероприятие на другой день, когда вы будете в хорошем расположении духа. Ведь дети очень ранимы, и если им заявить, что «у них ничего не получается», они никогда не будут готовить. Тем более, мальчики. В будущем они и жене своей не будут помогать. Так что мой совет тем, кто боится, что ребенок запачкает кухню: продумайте, как этого избежать – застелите стол клеенкой, например. И если ребенок взял грецкие орехи, а не миндаль, как полагается по рецепту, наоборот, поддержите его креативность. Пусть экспериментирует! Он не должен перенимать ваш опыт, ему важно получить свой собственный. Обязательно поблагодарите его участие. И можно не тратиться на подарки, более ценно вместе провести время. Усадите его с плюшевыми игрушками за стол, позовите друзей, устройте чаепитие. Главное – хвалите и поощряйте своих детей.

Беседовала Татьяна Касьян. Фото из личного архива Натальи Ляшко

- Читайте также: WoMo-портрет: Ярослава Гресь