Размышления о родительском чувстве вины… Я не верю в семинары-тренинги-статьи, которые просто рассказывают о том, как «правильно» и «идеально» поступать и оставляют ощущение, что все изменится, стоит лишь взмахнуть волшебной палочкой. Сколько бы мы ни заучивали «правильные» тексты и инструкции, — в критической ситуации мы будем действовать так, как для нас естественно, так, как диктуют наши сформированные нейронные связи. Наша задача не зазубрить мануал, а вернуть себе то состояние, в котором мы можем осознанно выбирать свою реакцию, в котором можем различать потребность человека, скрывающуюся за его непродуктивным поведением, и в котором мы можем осознанно применять или не применять то, что кажется для нас действенным.
Щодня ми працюємо на інфофронті, виствілюючи подвиги українських жінок та впливаючи на світову спільноту інформаційно.
Ми просимо нас підтримати, аби ми й надалі могли виконувати нашу місію на шляху до української перемоги
Підтримати womo.uaНаучиться чувствовать себя
Сколько есть разночтений и манипуляций в темах грудного вскармливания, совместного сна с детьми, вакцинации, раннего развития, образования… На родительском страхе и вине зарабатываются состояния.
Можно принимать любое решение, исходя из собственной «точки спокойствия», из осознания того, что нет правильных универсальных решений. Есть наш конкретный ребенок с его конкретной «базовой комплектацией». Иначе нас разорвет от количества мнений и методов. Не существует учебника, написанного под конкретного ребенка, — мы сами его пишем. И важно постоянно переписывать его при помощи собственного опыта и любови. И только родитель, ориентируюшийся в контурах развития, чувствующий своего собственного ребенка, может выбрать, что же подходит именно ему. А почувствовать своего ребенка и его потребности, его состояние можно, если умеешь разделять состояние, эмоции, ощущения, потребности ребенка со своими. А значит, чувствуешь себя самого. И, как по мне, это основная задача «родительских тем» — курсов, статей, программ.
Войти в состояние равновесия
«Как вернуть себе то состояние, в котором бы я был в контакте с собой, осознавал свои эмоции и потребности, был настолько в ресурсе, чтобы гармонично выстраивать свои границы, границы семьи, чтобы чувствовать потребности и потенциал свой, своего партнера, своего ребенка и мог гармонично проявлять любовь?» — Задаются многие родители вопросом.
Бесполезно обучать родителей думать головой во время детских истерик, не объяснив, почему они бывают, как различить «возрастную норму», невроз и манипуляцию, и главное, как вернуть себе взрослому состояние равновесия во время истерики. Только после разъяснений этих тем можно говорить о порядке действий: как помочь ребенку справиться с эмоциональным зашкалом и научить его новому способу реакции или как сдержать свои эмоции, чтобы не треснуть, не наорать, не послать доброжелателей или не попасть в состояние «яужаснаямать».
Останні новини
- Найхолодніші місця на Землі
- WoMo-каталог прикрас: нові колекції ювелірних виробів від українських брендів
- Афіша тижня: що подивитися, послухати та куди сходити 22-28 квітня
- Фільм «Западня» скоро вийде в український прокат: дата прем’єри, трейлер, сюжет
- На Міжнародному форумі PRNext’24 оголосили переможців Національного рейтингу «Репутаційні АКТИВісти» Новости на главной
Теория и практика
В конце каждого семинара я спрашиваю студентов: что вы почерпнули из этого семинара? Это может быть ощущение, практика, мысль, игра, — что-то, что станет точкой входа для дальнейшей закадровой работы студентов.
Достаточно часто студенты говорят, что ощущают вину за то, что столько делали «неправильного» со своим ребенком. И сколько бы я не работала над собой, со своей ненужной ответственностью за чужие чувства, этот ответ — моя терапевтическая грусть. Да, он говорит о том, что я стала для студента критиком, и да, это говорит о том, что нам со студентами предстоит работа — не с ребенком — а над собой. Работа по возвращению своей взрослой силы, зрелости-взрослости, уверенности, снятию с себя ожиданий своих собственных родителей….
Если общение с детьми вызывает чувство вины за то, что мы не умеем играть, за то, что нет сил, за то, что могут быть не интересны их занятия, то можно для начала выбрать в общем контакте с ребенком то, что доставляет нам настоящее удовольствие, то, в чем мы можем ощущать близость. А потом, если будет потребность, разобраться с тем, куда уходят силы и как их восполнять, почему сложно входить в состояние игры (а ведь игра — это занятие нашего «внутреннего ребенка»).
Я осознаю, что часто студентов, если быть честными, и приводит на семинары чувство вины и страх быть плохими родителями. И я всеми силами стараюсь вернуть — и себе в том числе — осознание того, что за чувством вины нет развития. И часто рассказываю студентам, что я со своими многотомными знаниями «о том, как идеально» ошибалась, ошибаюсь и наверняка буду ошибаться со своими детьми. И удивляюсь и буду удивляться, насколько разные дети в одной семье и насколько разные подходы к каждому нужны и важны.
В каждый момент времени мы даем то, что у нас есть. И наши родители, и мы даем самое лучшее из того, что сейчас в наличии. Нам важно, чтобы в наличии было все больше и больше. И, возможно, то, что мы считаем своими ошибками, обернется для наших детей важными обретениями. Я верю, что мы многое можем изменить и исцелить. И с каждым нашим новым обретением себя мы даем большее качество контакта.
А, может быть, это самое главное, чему дети у нас учатся — как быть в контакте с собой, друг с другом, с миром?