Верю не верю: Стресс в детско-родительских отношениях

Психоаналитик Юлия Шуваева о том, почему стресс у подростков - это не всегда способ манипуляции

На нашей конференции для уникальных тинейджеров «Завтра_2037» нас удивило признание одного из спикеров, который рассказал, что считает депрессию и стресс самообманом, а его родители просят «найти себе другую проблему», если он жалуется на депрессию. Но когда он спросил зал из 500 детей и подростков и 200 родителей, знакомо ли им понятие стресса, 90% подняли руки. Это удивило и нашего спикера, и нас, и мы решили спросить психоаналитика Юлию Шуваеву, откуда «растут» ноги у стресса, и почему родителям не стоит считать эту проблему только лишь «взрослой».

Тема стресса очень емкая и довольно своеобразная. А тема стресса в детско-родительских отношениях, вообще, содержит в себе много эмоций. Поэтому для конструктивности я решила разделить эту статью на три условных части. В первой я разведу понятия «хороший» и «плохой» стресс. Во второй я проговорю основные проявления стресса и дистресса: у взрослых и детей. А в третьей, постараюсь описать общие рекомендации профилактики и поведения в стрессовых ситуациях.

Врага надо знать в лицо

Первым, кто ввел определения стресса в научный обиход, был ученый-биолог, изучавший адаптационные механизмы на протяжении более, чем 50 лет. Его звали Ганс Селье. В переводе с английского языка «stress» означает «скручивание» и «напряжение». И это действительно реакция организма на влияние и изменения окружающей среды. Для того, чтобы выжить в изменяющихся условиях, организм должен выработать определенный механизм (то есть определить набор реакций), для адаптации к новым условиям. Эволюционный толчок к развитию. При этом совершенно не важно, какую окраску носит событие: негативную или позитивную. Реакция организма на изменения будет схожей. В принципе этот процесс постоянен и довольно безопасен. Это такой адаптационно-эволюционный и совершенно необходимый механизм. Он называется эустрессом.

Проблемы начинаются тогда, когда давление обстоятельств не заканчивается (и нет вменяемых сроков окончания или выхода из этой ситуации), когда нет достаточных внутренних ресурсов для разрешения сложившейся ситуации или нет положительного прогноза на будущее. Тогда мы можем говорить о развитии дистресса. Или так называемого «плохого» стресса. Именно это состояние имеет губительные последствия для человека. Если нет возможности уйти из травмирующей ситуации, изменить ее или каким-то образом на нее повлиять, то у человека нет другого способа, как смириться, сдаться и подчиниться. Эмоциональный фон, который дан человеку для решения задач (реакция «дерись» или «беги»), приходится подавлять и прятать. В таком случае они направляются на себя.

Мы можем условно разделить состояние дистресса на три этапа:

Стадия первая. Происходит некоторое событие, которое требует от нас реакции. Если эта реакция выражена своевременно и направлена по адресу (на ситуацию или обидчика), то все в порядке. Состояние стресса заканчивается. Если ситуация каким-то образом не решается, то появляются признаки перегрузки центральной нервной системы: нарушение сна, хроническая усталость, головные боли, признаки депрессивного состояния, проблемы с памятью, рассеянность, отвлеченность. Важным здесь являются изменения эмоционального фона: повышение тревожности, превалирование эмоционального подавленного состояния, раздражительность, возможна алекситимия. На этой стадии человек может застревать годами и просто не придавать им значения. Но такое игнорирование может привести к необходимости медикаментозного лечения.

Стадия вторая. Это стадия функциональных расстройств. На этой стадии вовлекаются системы дыхания, кровообращения, пищеварения, меняется гормональный фон. Среди симптомов отмечают боли в грудной клетке, проблемы с ЖКТ, повышение тревожности (что может, как следствие, приводить к паническим атакам) и пр.

Стадия третья. Здесь мы уже говорим о патологических последствиях в виде физиологических проявлений (гипертония, диабет, ишемическая болезнь сердца, язвенные болезни желудка, гастриты, проблемы с почками и пр.).

Сегодня 40 млн из 147 млн рабочих в странах Европейского союза страдают от стрессов, что ежегодно обходится обществу в $19 млрд. В США постоянные физические симптомы стресса испытывают 77% населения. На Западе стресс называют «тихим убийцей». В Украине единых статистических данных о стрессовых расстройствах и их причинах не существует. В нашей стране актуальна проблема ПТСР (постравматического стрессового расстройства). Но и для нее учета на государственном уровне пока нет.

Теперь давайте посмотрим, какие условия для дистресса мы можем выделить в Украине:

1. Постоянная дестабилизация общества (политическая нестабильность, массовые волнения, информационный поток негатива в СМИ); здесь бы я отметила также нестабильность в мире, терроризм, стихийные бедствия как факторы, формирующие отсутствие чувства безопасности.

2. Инфляция, падение уровня рабочих мест, сокращение производств, повышение цен, финансовые кризисы, нестабильность банковской сферы.

3. Военные действия (и не существует конечной даты их прекращения).

Эти факторы накладываются на состояния, которые проходят у человека в связи с личностными и возрастными кризисами. Внешние события являются некими триггерами, которые запускают внутренние травмы прошлого и активизируют предыдущий опыт, включая механизмы защиты, присущие человеку. Но в связи с тем, что предыдущий опыт не подходит (поскольку условия и составляющие для решения задачи другие, измененные), то происходит «сбой системы», который опять же актуализирует состояние беспомощности. Замкнутый круг, не правда ли?

Такая круговая травматизация нашего общества приводит к довольно серьезным проблемам как на уровне общества, так и на уровне каждого человека и семьи как системы. Последствия этого можно рассмотреть только в долгосрочной перспективе и оценить степень удастся с годами. Но на сегодня каждый из нас должен заботиться о себе в усиленном режиме. О том, что же делать, чтобы помочь и себе, и близким людям, несколько позже.

Могут ли дети «манипулировать» своими родителями, жалуясь на стресс?

Когда родитель находится в состоянии дистресса, когда ему приходится решать насущные задачи в состоянии некоторой «беспомощности» и «бессилия», он использует набор «защитных механизмов». У каждого это свой набор. Но сейчас я выделяю такие, как: обесценивание, расщепление и отрицание. Эти механизмы позволяют психике сохранять себя. В травмирующей ситуации чувства либо отсоединяются от действия (черное и белое, действия и эмоции), либо отрицается и обесценивается сложность ситуации или собственных сил («да что я могу сделать, я должен подчиниться» или «все не так страшно», «все, как у всех»). Эмоции упаковываются и складываются на верхнюю полку до лучших времен. Но никуда не деваются.

Когда ребенок плохо себя ведет, жалуется, ноет, закатывает истерики, у него падает успеваемость, он отказывается выполнять просьбы (это все способ сказать о своих сложностях), то ресурса разбираться с этим может просто не хватить. И тогда вместо попыток понять и разобраться, хочется поскорее его успокоить, сказать, чтобы не выдумывал и продолжал послушно делать то, что ему скажут. То же касается и подростков, но с подростками может присутствовать еще и родительский страх, поскольку подростки замыкаются и отгораживаются.

Взрослыми такое поведение может ошибочно приниматься за «манипуляцию». В ответ тогда подросток слышит: «что у тебя проблем других нет?», «что ты себе придумал?», «не манипулируй мне тут!». Но вы должны помнить, что это может быть, с его стороны, единственный способ сказать о своих сложностях, а с вашей стороны, — невозможность (психологическая) эти сложности увидеть. И тогда включаются механизмы защиты: расщепление, отрицание, обесценивание. Конечно, от манипуляций не застрахован никто, но я всегда предлагаю прояснить, что происходит.

Спасение утопающих, или помоги себе сам

Если вы обнаружили у себя признаки затяжного стресса, первое, что нужно сделать, — обратиться за помощью. Если признаки стресса дают о себе знать, не стесняйтесь обратиться к врачу. Он может назначить профилактику или лечение.

Второе — необходимо обнаружить стрессор и признать его влияние. Это очень сложная задача. Поверьте, даже самым сильным людям (я бы даже сказала, особенно сильным) эта задача дается сложнее всего. Признать свою беспомощность в вопросе ох, как сложно. Но без этого не возможно решение проблемы.

Если вы заметили вялость у ребенка или подростка, жалобы, расстройство сна, падение успеваемости в школе, истерики, постарайтесь понять, почему так происходит. Это может быть стрессовая ситуация как в школе, так и дома. Постарайтесь говорить с детьми на тему того, что происходит с вами и с миром. Объясняйте ему, что может тревожить вас или второго родителя. Не избегайте сложных разговоров, какими бы неприятными ни были темы. Помните, что очень сложно ощущать что-то неладное, но не понимать, что происходит. Разговоры могут снимать тревогу. А вашего личного участия может быть вполне достаточно для разрешения сложностей.

С подростками все несколько сложнее, потому что они замыкаются или отгораживаются. Они считают, что проявлять слабость не допустимо и уж родители точно их не поймут. Вы можете честно признаться, что вам сложно понять, что происходит, но вы готовы быть рядом и оказать участие для решения проблемы.

Ниже еще несколько превентивных мер для «профилактики» затяжного стресса:

  • нахождение на свежем воздухе и смена ежедневной картинки;
  • физические упражнения или любой вид активности для сброса напряжения;
  • музыкотерапия и цветотерапия (вы можете использовать музыку для успокоения нервной системы, а также визуальные источники удовольствия);
  • психотерапия, безусловно. Осознание причин и своих реакций на окружающих – одна из лучших профилактических мер;
  • в стрессовом состоянии лучше отказаться от алкоголя, снизить употребление кофеина (для снижения возбудимости нервной системы);
  • постарайтесь исключить общение с людьми, рядом с которыми вы чувствуете любую эмоциональную депривацию.

И пожалуйста, помните, что игнорирование проблемы не приводит к ее решению. Ведь силы, которые ваш организм тратит на борьбу со стрессом, могут быть направлены на творчество, развитие, коммуникацию с окружающими.\

Фото: Рания Матар

— Читайте также: Стрессоустойчивость в кармане: 9 приложений для тренировки мозга

Мы в Facebook