Привлечь женщину: Женское лидерство как бизнес-стратегия

Александра Альхимович о разрушении гендерных стереотипов как потенциале для бизнеса

Мы знаем, и исследования это подтверждают, что гендерное разнообразие в коллективах — это на пользу всем: компании, сотрудникам, обществу. И тем не менее пока что мы только на пути к равной представленности женщин и мужчин в различных сферах. И путь этот тернист и непрост. Александра Альхимович, управляющий директор Luxoft Ukraine, рассказывает, какие стереотипы мешают украинскому бизнесу привлекать на роли middle и senior менеджмента женщин, и есть ли сферы, где нет делений «мужских» или «женских» специальностей, а есть главное — понятие таланта.

Данные World Economic Forum говорят о том, что один к пяти — таково количество парламентариев-женщин относительно мужчин. Только 36% женщин в общем количестве занимают должности уровня senior и выше, но уже в категории middle данные выше — 86%. В общем, в мире работают 66% женщин, преимущество они отдают предпочтение отраслям продаж, медицины и образования. То есть женщины выбирают работать продавцами, медсестрами, учителями. Но выбирают, следуя общим стереотипам или чему-то другому?

Быстро меняются технологии, а стереотипы меняются медленно. Еще 100 лет назад женщины не имели право голосовать на выборах, избираться в парламент. Но уже получили право работать. В этом плане Украине (как и многим постсоветским странам) повезло больше. В послевоенное время женщины были вынуждены заменить мужчин на заводах и фабриках, а государство через медиа и образование формировало культуру «работающей женщины». Вспомним только плакат «Родина-мать», советские фильмы, где женщины работали у станков и на стройках. Но тем не менее Глобальный индекс гендерного разрыва 2016 года показывает, что Исландия, Финляндия и Норвегия — лидеры по индексу равенства полов и возможностей. Впрочем, Норвегия также входит в рейтинг стран с наивысшим уровнем жизни (The Legatum Prosperity Index™).

Украина — на 69 месте из 144, между Хорватией и Чили (Россия на 75-м, Польша на 38-м) и наши показатели гендерного разрыва растут. Украина «скатилась» с 64 места в 2012 году на 69 место в 2016-м. У нас все не так плохо, но вместе с тем складывается впечатление, что вопросами гендерного разрыва в стране просто никто не занимается.

STEM-индустрии (естественные науки, технология, техническое творчество, математика), могут стать теми, которые сократят этот гендерный разрыв, дадут больше возможностей женщинам, бизнесу и экономике в целом. Именно STEM-индустрии меняют восприятие понятий «мужчина» и «женщина». И вот почему.

В STEM, в отличие от других отраслей, нет «мужских» или «женских» специальностей, а есть понятие таланта. Например, в отрасли информационных технологий (ИТ) важными критериями прихода в профессии разработчика, тестировщика, бизнес-аналитика являются навыки: технические и личностные. Посмотрим на данные WEF — 10 из 25 профессий будущего с наилучшим балансом «работа-личная жизнь» находятся в плоскости технологий. И Украина — не исключение. Более того, нам необходимо как можно лучше использовать всемирное признание того факта, что украинцы — талантливая нация (Human Capital Index — Украина на 26 месте из 130). Индекс человеческого капитала не берет во внимание гендерные отличия. Если специалист обладает такими необходимыми для ИТ навыками, как умение подходить к решению проблем комплексно, критически мыслить, креативность, коммуникабельность, то нет значения, какого пола специалист — карьерный рост гарантирован.

Кроме того, хочу сразу разрушить стереотип, что ИТ — это скучно. ИТ — это в первую очередь творческая профессия. В STEM-индустриях у женщин больше возможностей в краткий период времени вырасти до уровня senior. Я знаю много примеров женщин-лидеров в STEM-индустриях Украины. «Энергоатом», Мicrosoft Украина, Fujikura, Melexis — вот несколько компаний, у руля которых — женщины-лидеры.

Если говорить о бизнесе в целом, то причин, которые мешают украинскому бизнесу привлекать на роли middle и senior-менеджмента женщин, несколько. Согласно данным WEF, первая проблема — дефицит женщин, которые бы являлись квалифицированными специалистами-выпускниками вузов. Вторая — стереотип «женской роли» как только лишь исполнительской, а не принимающей решения. Третья — об этом говорят эксперты WEF, — «бессознательное предвзятое отношение менеджеров». Четвертая — отсутствие баланса «работа-личная жизнь». Но к STEM-индустрии имеет отношение только дефицит женщин-выпускников вузов. Остальные три причины в технологических отраслях изжили сами себя.

Что же необходимо сделать, чтобы женщин-лидеров становилось больше?

1. Принять тот факт, что при общем старении населения в мире женщины могут занять достойное место рядом с мужчинами в отраслях интеллектуального труда

Они — огромный недоиспользованный потенциал!

2. Изменить стереотип о «мужских» и  «женских» профессиях, особенно в STEM-индустриях

И начинать необходимо с родителей сегодняшних школьниц. Мотивируя дочерей избрать технологические профессии, родители могут быть спокойны за будущее завтрашнего молодого специалиста, который гарантировано востребован на рынке. В STEM-индустриях гораздо проще женщине проявить свои таланты и реализовать свой потенциал, ведь именно здесь результатом работы являются реализованные проекты в виде технологических решений и/или аналитические отчеты. Только сегодня дефицит ИТ-специалистов в украинской отрасли составляет около трех тысяч, при том что ежегодно выпускается около 13 тысяч новых специалистов, а в индустрии уже работает 100 тысяч. В то же время на технических специальностях учится только 13% девушек против 77% парней. И есть все шансы сократить этот гендерный разрыв.

— Читайте также: От 11 до 15: Как сохранить интерес девочек к STEM

3. STEM-компаниям необходимо уже задуматься о принятии бизнес-стратегий по привлечению женщин

Этот всемирный тренд и опыт необходимо перенимать Украине. Преимущества для, например, ИТ-компаний очевидны — уменьшение дефицита ИТ-специалистов в отрасли за счет привлечения женщин. Для женщин очевидны преимущества работы в ИТ — гибкий рабочий график, возможность постоянно развиваться и делать карьеру, получать достойное вознаграждение (наравне с мужчинами), расширение кругозора за счет работы в международной команде.

4. Компаниям необходимо продвигать концепцию баланса work/life

Это полезно не только с точки зрения привлечения женщин. Соблюдение баланса поможет решить вопрос всестороннего развития сотрудников и сохранения их жизненной энергии. Довольный жизнью сотрудник — это эффективный сотрудник.

STEM-индустрии могут стать примером и для других отраслей, где востребованы навыки человека и его талант. Если рассмотреть статистику экспортно-ориентированной ИТ-компании Украины, то картина следующая. В общем в компании работает 75% мужчин и 25% женщин. При этом непосредственно в отделе разработки — 82% мужчин и 18% женщин. Глобально данные примерно те же. И каждый год мы наблюдаем стабильную динамику роста количества женщин — около 2%. Тренд, который свидетельствует о выборе женщин воплощать свое призвание.

— Читайте также: Бизнес с нуля и без опыта: Три совета от Кейтлин Пайл, как заработать миллион за год