Женские клубы: Куда на самом деле ведет путь к совершенству

"Игры обольщения" и работа стереотипов

06.02.2017

Множество женских клубов, которые предлагают тренинги, ритриты и курсы по обольщению и достижению совершенства, продвигают две идеи: главная задача женщины — искать своего идеального мужчину, а чтобы добиться этой цели, ей нужно открыть в себе некие волшебные «женские» свойства, которых ей априори не хватает. WoMo выясняет, как эти мероприятия играют на гендерных стереотипах и чего при этом добиваются на самом деле. 

Загнать в гетто

Если говорить о карьере, то активно продвигается концепция, что женщины в бизнесе должны иметь некий уникальный подход ко всем аспектам работы — в коммуникациях с сотрудниками, в переговорах с клиентами и партнерами, особые женские «фишки», благодаря которым женщина-переговорщик добьется успеха. Предлагаются лекции и тренинги, во время которых коучи предположительно раскрывают эти секреты.

Женщины в США, которые имеют гораздо больший опыт борьбы за равенство, чем украинки, считают, что и им, и всему мировому сообществу нужно бороться не за женские квоты и «секреты», а за «гендерную слепоту», стать genderblind. В том числе и в корпоративной сфере, где важен прежде всего профессионализм, а не пол сотрудника. Успешные представители сферы продаж, которые интереса ради посетили подобные лекции о «женской манере продавать», утверждают то же самое.

— Читайте также: Sale, woman, sale: Как играют на стереотипах в продажах в бизнесе

Отказать в полноценности

Популярное мнение о том, что химически мозг женщины отличается от мужского трансформировалось в концепцию особого женского интеллекта — конечно же, эмоционального. Для его развития предлагается множество тренингов, организаторы которых занимаются подменой понятий и банальным обманом. Вместо того, чтобы заниматься эмоциональным самосознанием, самоконтролем и развитием эмпатии (что на самом деле подразумевает эмоциональный интеллект), участницам мероприятий предлагают вот что: «В чем отличительная черта женщин, которые с легкостью шагают сквозь все преграды и находят тропинки к самым неприступным мужским сердцам? Приходите на практикум, и узнайте главный секрет счастливой и магнетической женщины!» То есть набор трюков и техник, с помощью которых можно «околдовать» мужчину мечты и «держать его при себе».

То, что такие тренинги не имеют ничего общего с интеллектом, видно уже по их афишам — обратите внимание, у женщины вообще не видна голова. И формулируя главную цель ее жизни как поиск кого-то, а не внутренние идеи и стремления, организаторы подобных тренингов отказывают своим участницам и в способности самостоятельно мыслить, и быть самодостаточными личностями вообще.

Нивелировать опыт

Отдельная большая группа тренингов посвящена тому, чтобы открыть в женщине не просто особые, но «магические» качества, которые волшебным образом разрешат ее проблемы в личной жизни. Эти качества называют по-разному: чакры, «третий глаз», «богиня», «энергия предков» — но все они преподносятся как нечто космическое, трансцендентное и непознаваемое разумом, кроме как с помощью эзотерических практик. «Знания, которым обучали фавориток султанов, императоров, королей и Великих мужчин мира, которые теряя голову от красоты, внутренней силы, умения очаровывать и влиять, а также управлять своих телом женщин, складывали весь мир к их ногам«, — вот что обещают потенциальным участницам организаторы подобных мероприятий.

Таким образом нивелируется эмоциональный и чувственный опыт женщин, их способность разумно строить отношения и воспринимать партнера как равного себе, как человека, а не существо, подчиненное магическим чарам женщины, теряющее голову и встающее на колени.

Социальную и психологическую подоплеку женских курсов комментирует Тамара Марценюк,  к. соц. н., доцентка кафедры социологии Киево-Могилянськой академии

Подібні курси – це зловживання чи маніпулювання гендерними стереотипами, тобто уявленнями про соціальні ролі для чоловіків і жінок, базовані передусім на біологічних ознаках. Так звані традиційно жіночі ознаки називають фемінністю (чи жіночністю), а чоловічі — маскулінністю (чоловічністю). Маскулінність пов’язують із силою, владою, мужністю, витривалістю, агресією, неемоційністю, орієнтованістю на успіх. Натомість фемінність — це, навпаки, емоційність, чуйність, слабкість, жертовність, залежність тощо. Відомий американський соціолог, автор праці «Гендероване суспільство» Майкл Кіммел метафорично назвав таке протилежне розуміння розбіжностей між чоловіками і жінками «міжпланетарною теорією гендерних відмінностей», посилаючись на популярний бестселер Джона Грея «Чоловіки — з Марсу, а жінки — з Венери».

Такі курси про жіночність зазвичай використовують радикальні відмінності між чоловіками і жінками. Але постає питання – для чого це робити, якщо подібностей набагато більше? Ми забуваємо, що жінки (як і чоловіки) можуть більше відрізнятися між собою (наприклад, за такими ознаками, як економічний дохід, клас, вік, етнічна приналежність, стан здоров’я тощо). Причому ці курси маніпулюють не лише жіночністю, а й чоловічністю, адже передбачають, що усі чоловіки – однакові. Курси подають спрощене розуміння реальності, яка зовсім інша – жінки дуже різні у середині групи, так само і чоловіки. Невже у сучасному світі доречно шукати вузькі та обмежені моделі поведінки для жінок і чоловіків?

Фото: Родни Смит

— Читайте также: Сексизм и объективация в украинской рекламе: 5 тяжелых случаев