Женское обрезание: История одной борьбы

Попытка искоренить калечащую практику в Мали

Женское обрезание — жестокий ритуал, практикующийся во многих странах третьего мира. В его результате частично или полностью удаляются внешние женские гениталии, часто он проводится на совсем маленьких девочках, но в ряде стран обычай предписывает проводить его на девочках, которые помнят боль и страх всю жизнь. Считается, что таким образом девочку готовят к супружеской жизни. Тем не менее все жертвы этого «обычая» имеют в последствии проблемы с репродуктивным здоровьем. Амината (имя изменено) из Мали эксклюзивно для WoMo рассказывает о своем опыте борьбы с жестокой «традицией».

Предыстория

Я родилась в Бамако, столице Мали. Мои родители — представители среднего класса, мне удалось получить образование в Мали, доучилась я во Франции, а с 2001 года я оказалась в Италии. Мой диплом надо было подтверждать, а на это нужны были средства, поэтому я начала работать в итальянской семье, помогая по хозяйству. И вот, почти случайно, я узнала о встрече, организованной Союзом итальянских женщин, которая была посвящена женскому обрезанию. Я пришла послушать и, если нужно, рассказать о своем видении проблемы. Основная мысль встречи была: «Это насилие, которое женщины производят над другими женщинами», мне эта позиция не нравилась и я сразу высказалась о том, что в моем случае я подверглась этому только из-за того, что мой отец настоял на этом. Я сказала, что, конечно, против женского обрезания, но мы по-разному видим проблему. В большинстве случаев родители не хотят, чтобы дочери страдали, но в Африке и на Ближнем Востоке издавна считается, что это готовит девушку к жизни с мужем. «Зная сегодня, что эта практика вредит женскому здоровью, мы должны отказаться от этой традиции», — сказала я. Я надеялась, что когда-нибудь открою в Бамако центр юридической помощи для женщин и детей. Даже моя дипломная работа называлась «Семейное насилие и его юридические последствия».

moolaade-2004-05-g1

Разница менталитетов

Через какое-то время я стала активно выступать на мероприятиях, организованных Союзом итальянских женщин, и говорить о проблеме женского обрезания. Скажу честно, я во многом изменила свои «умеренные» взгляды на проблему, получив достаточную информацию о том, насколько эта практика угрожает женскому здоровью. Один педиатр из Бамако рассказал на Всеафриканском конгрессе против женского обрезания о случае, когда одна женщина принесла в больницу маленькую дочь, у которой началось заражение крови, и не могла поверить врачам, которые говорили, что инфекцию ребенку занесли при обрезании. Мать, которой в свое время вынуждены были сделать при родах эпизиотомию — рассечение промежности из-за того, что ее влагалище было зашито, даже не подумала о том, насколько травматично то, чему она подвергла и свою дочь. Когда врачам удалось убедить ее, она в отчаянии заявила: «Я никогда больше не сделаю этого ни одной из моих дочерей!»

wuestenblume_film

Проблема в том, что в Африке не только родители принимают решения в отношении своих детей. У нас семья включает всех дядюшек и тетушек, бабушек и племянниц. Поэтому вы можете быть сто раз против обрезания, но в один прекрасный день вы оставите дочь на попечение родственника, а вернувшись, узнаете, что ребенку сделали обрезание. И ничего не сможете поделать. Если случится что-то страшное, вы должны смириться — значит, такая судьба. В Мали, если девушка не вышла замуж — она живет в доме отца, если она развелась — снова возвращается в родительский дом. Ни одна женщина в Африке не может свободно принять решение не иметь детей. Дети — гордость женщины, а если у кого-то нет детей из-за проблем со здоровьем, они считаются несчастными и нереализованными. При этом у нас все ужасно боятся общественного порицания.

moolaade_big

Женское обрезание и полигамия

Тем не менее я хочу сказать, что есть тенденция к улучшению, если говорить о худших, более страшных практиках обрезания, то в подавляющем большинстве стран их больше не делают и даже не говорят о них. Я уверена, что и с удалением клитора — самой распространенной практикой в Африке, рано или поздно будет покончено, нужно только говорить об этом больше. Представьте себе, что многие женщины даже не связывают свои проблемы со здоровьем с нанесенными им увечьями, а это не только риск инфекций, это и отсутствие полового влечения, вагинальная сухость, болезненный половой акт. Я бы сказала, что женское обрезание — один из факторов, подпитывающих полигамию: мужчина не удовлетворен женой, которой больно и неприятно, поэтому он берет еще одну. Как реагируют на это женщины? Нужно сказать, что первая жена может согласиться или не согласиться на появление новой супруги. Обычно те, кто живет в городе, более образованные — против. Они хотят семью европейского образца. В деревне же женщина часто рада, что муж возьмет еще одну жену — наконец-то можно будет разделить с кем-то работу, которой у наших женщин очень много.

39504movie1

Возвращение в Мали

В Африке женщины занимают должности министров, прокуроров, адвокатов, преподавателей, врачей — те из них, кому удалось получить образование. Остальные занимаются мелкой коммерцией. У нас очень популярны группы женщин, которые по сути являются и кассами взаимопомощи и клубами по интересам, — более 80% женщин состоит в одной или нескольких таких группах. Нужно сказать, что теперь женское обрезание все чаще не практикуется в семьях с достаточным уровнем образования, но даже мне, при матери-медике и отце-адвокате не удалось избежать этого ритуала. Впрочем, это было 30 лет назад. Получив помощь от Союза итальянских женщин на открытие моего юридического центра в Бамако, я вернулась в Африку в полной уверенности, что достаточно все объяснить — и все поймут, что обрезание — это плохо. Должна сказать, что я встретила непонимание среди многих людей. «Это наши традиции!» — говорили они. Даже несмотря на то, что многие мусульманские теологи издали фетву, признающую женское обрезание грехом. И хотя широкая общественная кампания способствовала тому, что эту практику официально запретили в Египте и Эритрее (а 28 ноября 2012 ООН приняла резолюцию, запрещающую женское обрезание), к сожалению, в африканских деревнях, где у женщин нет доступа к информации о вреде этой практики, девочки продолжают страдать. Всего в мире сейчас около 200 миллионов женщин, каждый день страдающих из-за последствий этой жестокой практики. И работать нужно и дальше, чтобы прекратить это. Всем нам.

Фото: кадры из фильмов «Муладе» и «Цветок пустыни»о женском обрезании

— Читайте также: Акушерське насилля: Годі мовчати

Мы в Facebook