5 неожиданных парадоксов сторителлинга

Когда, кому и как рассказывать бизнес-истории

Татьяна Пашкина, HR-маркетолог rоbota.ua: Когда я спрашиваю – «А вы знаете, что такое сторителлинг?», то получаю несколько вариантов ответа. Наиболее популярный,  это встречный вопрос – «А что это?» Иногда отвечают с упором на рассказывание историй или сказок на ночь, пытаясь «перевести дословно» или апеллируя к прошлому  опыту.  Да, сторителлинг многолик и в этом один из его парадоксов. Разберем пять самых ярких.

 

1 — Сторителлинг может быть «бытовым» или домашним, а может быть бизнес-инструментом.

И это сущая правда. Причем одинаково успешно работающим на «два фронта». Большинство из нас если не слушало от родных сказки на ночь, то читали или смотрели всякие увлекательные истории. Даже видеоклипы или рекламные ролики – это тоже истории. Особенно если это не примитивное нахваливание товара, а, например, знаменитые ролики Лакоста (https://www.youtube.com/watch?v=56KN3hYgoHo). Поэтому вы можете днем быть бизнес-сторителлером, например, донося ценности компании новенькому сотруднику без чтения нудных инструкций или заучивания параграфов корпоративного кодекса. Или, как в компании Безоса, вместо штампованных слайдов презентации защищать свой проект посредством рассказывания истории. А вечером рассказывать историю древнего мира сынишке или переформатировать классический роман в захватывающий сюжет для дочки, которая не любит читать.

2 — Сторителлинг – это одновременно инструмент старый (но не ветхий) и современный

И  это тоже правда. Примерами первого сторителлинга могут стать древние рукописи – летописи, например. А притчи ветхого и нового завета – классический пример сторителлинга. На понятных и ярких примерах дается понимание правил поведения, законов и последствий их нарушения, правильные модели поведения и образцы ценностей. Не слабо, правда? И одновременно сторителлинг переживает второе дыхание – благодаря засилью рекламы, массовой, яркой и дерзкой, но однообразной и раздражающей, нам понадобился другой инструмент коммуникации. И нам не пришлось изобретать велосипед, нам просто пришлось расширить область применения сторителлинга.

 

3 — Применение сторителлинга не требует большого бюджета, но обходится дорого

Вот уж парадокс  так парадокс. Рассказывание историй не требует в большинстве случаев эфирного времени, бордов и прочих финансовых затрат, но обходится дорого, поскольку обучаться ему все же нужно. Даже опытные рассказчики должны увидеть ситуацию под новым углом, найти и применить элементы сторителлинга как вовлекающего инструмента. А еще открыть в себе храбрость и открытость, потому что правильный сторителлинг основан на доверии. Иначе он не работает, переходя на «темную сторону» и становясь просто манипулятивным инструментом, который больше отталкивает, чем привлекает. И дороговизна сторителлинга – в необходимости топ-менеджера тратить свое драгоценное время вот на это рассказывание историй, в стоимости доверия первых лиц к своим сотрудникам. Согласитесь, это дорогого стоит.

4 — Сторителлинг – прием медленный и быстрый

Да, с одной стороны, если вы будете рассказывать историю долго (да еще и скучно), ничего хорошего, кроме здорового сна аудитории, у вас не получится. История должна быть небольшой, но яркой и «цепляющей». У хорошей маленькой истории долгое послевкусие и длинная работа над собой внутри каждого слушателя. Думаю, каждый из нас может назвать историю или факт, заставившие его глубоко задуматься над своими ценностями, поведением и начать изменения внутри себя. Иногда таких историй с нами случается несколько – на разных жизненных этапах нас «цепляют» и учат жизни разные вещи.

 

5 — Истории любят рассказывать старики, а нуждается в них молодежь

К сожалению, и это так. Гаджеты помогают многим родителям «усмирить» детей и получить время передыха. Но всему есть своя цена – теперь привязанные, словно пуповиной, к своим гаджетам подростки предпочитают виртуальный мир реальному. Но в рабочей обстановке «зеты», как выяснило исследование Hays, нуждаются в сторителлинге. Судите сами — 36% молодых людей хотят видеть в своем руководителе ментора и наставника. И попробуйте быть ментором и наставником, декламируя должностные инструкции или управляя в авторитарном стиле. Зеты в руководителе хотят видеть наставника, который будет помогать профессиональному и личностному развитию, лидера и идейного вдохновителя и еще товарища, с которым можно было обсудить рабочие и личные вопросы. Поэтому вдохновляющий сторителлинг здесь более уместен, чем публичная критика и выговоры – для 49% зетов это демотиватор.

То же самое с рабочей атмосферой — опрос показал, что 62% основным фактором нематериальной мотивации назвали дружный коллектив. То, что делает коллектив командой – это общие цели и общие ценности. Без их проговаривания и синхронизации, без вовлечения добиться этого нереально. И формальные инструменты работают хуже сторителлинга, в этом уже успел убедиться просвещенный запад. Недаром недавно Гугл анонсировал бесплатный онлайн-курс по сторителлингу. И это не про сказки на ночь.

Так что, к удивлению многих, сторителлинг рано списывать – диджитализация нашего мира требует компенсации, поскольку любая система стремится к гомеостазу. Да, теперь мы делимся историями не у зажженного камина, а в комфортных конференц-залах или на совещаниях. Но без вовлечения и чувства – «это про меня» — ни там, ни там сторителлинг не работает. А доверие, взаимное уважение и привязанность будет цениться людьми еще долгие годы. Поэтому сторителлинг нам еще пригодится.

— Читайте также: Чатбот Платон та віртуальний офіс. Як працювати з віддаленою командою

Мы в Facebook